Вышла на свет книга Марата Харазяна «От иллюзии к трагедии. Франция и армянский вопрос /1894 – 1908/» (Ереван,2011г).
В океане литературы по истории армянского геноцида огромное значение приобретают тематически новые направления. Их суть – разновекторный подход к раскрытию и интерпретации документальной истории геноцида на базе архивных материалов отдельных стран, позиции крупных политических игроков, в данном случае, Франции в период конца 19 и начала 20 веков. Очевидно, что подобные архивные материалы можно обнаружить в достаточно большом объеме и в других европейских странах, а также в США и особенно, России, где армянский вопрос и геноцид неоднократно освещался. Однако во Франции, Германии, Англии, Швейцарии и других странах эти материалы все еще нуждаются в новых, системных и обобщающих исследованиях. Да и в самой Франции, несмотря на фундаментальный характер исследования М. Харазяна, автор не закрывает, а напротив, открывает проблему для дальнейших исследователей. Книга представляет собой авторизированный перевод с французского на русский докторской диссертации, зашищенной автором в Сорбонском Университете за несколько лет до своей кончины в 2006 г. в Париже, где он жил в последние годы.
Научная и политическая ценность книги требует специальных пояснений. В политическом смысле книга сводит к нулю два ключевых аргумента современной турецкой пропаганды: а/ что армяне были наказаны в 1915г. и именно в первой мировой войне за то, что помогали русской армии и Антанте, в результате чего турецкая армия уже к 1915 г. несла тяжелые потери и не могла терпеть врага в собственном доме; б/ что вопрос о признании геноцида –дело историков, а не политиков, Турция, мол, готова открыть свои архивы.
Первый аргумент становится бессмысленным, поскольку на примере кропотливого анализа ведущих французских газет и журналов, издающихся с 1895 по 1908 г., а также обработанной обширной информации, ведущих французских газет и журналов, сотен книг и статей, М. Харазян показывает историю армянского геноцида до 1915 года, когда этническая чистка другой нации подпадает под все признаки определения геноцида. То, что масштабы в рассматриваемый период были не те, что по этническому признаку в указанный период уничтожали сотни тысяч, а не полтора миллиона армян не имеет никакого принципиального значения. Лучшего фактографического материала, доказывающего факты начала политики геноцида в Турции с 1895 -1896 года трудно себе представить. И тут рушится второй аргумент современной турецкой пропаганды. Историкам незачем рыться в хорошо обчищенных турецких архивах, куда гостеприимно и лукаво приглашает Эрдоган, если существуют французские, английские, немецкие или русские архивы, которые самодостаточны. Попытаться уничтожить самокомпрометирующие турецкие архивы как-то еще можно, чтобы найти неуклюжие оправдания сегодня. Но как подчистить или уничтожить все архивы мира? –Это все равно, что туркам попытаться выпить океан.
Изюминка книги, определяющее ее научное достоинство – исследование сложной эволюции французского общественного мнения как зеркального отражения возрастающих турецких аппетитов по истреблению коренного населения армян. Вместе с греками и другими народами армяне составляли государственнообразующий народ древней Византии задолго до того, как в 1453 г. Турки захватили Константинополь – исторический центр православного христианства. На своей собственной родине они превратились после пришлых захватчиков из коренного населения в «чужаков».
В предисловии к французскому изданию книги Жан-Пьер-Майе, член Института Франции, четко фиксирует ее новизну: «Безусловно, существуют многочисленные публикации об абдул-гамидовских погромах и Армянском вопросе, но в них не затрагивается вопрос о французском общественном мнении… Но настоящая монография является первой, в которой предмет изложения представлен во всей своей полноте, во всей своей моральной и политической значимости. Она раскрывает … богатую одаренность личностей многих арменофилов, совершенно неизвестных или забытых. Она рассказывает о времени, богатом на связи между армянским народом и элитой французской нации».
К сказанному следует добавить, что к арменофилам относятся не только выдающиеся французы с мировым именем, - Клемансо, Жорес, Анатоль Франс, Ромен Роллан, чьи высказывания в защиту армян - самодостаточный доказательный материал политики турецкого геноцида, но и около 80 неизвестных и полузабытых имен французской интеллектуальной элиты того времени, защищающих универсальные принципы свободы и справедливости, заново открытых и по достоинству представленных М. Харазяном. Эти имена важны не только тем, что поднимали свой голос в защиту армян, но, тем самым, как пишет Жан-Пьер-Майе они «спасали честь и достоинство» самой Франции.
Книга читается почти с детективным интересом, написана в стиле, не лишенным европейского изящества, который, впрочем, был характерным и для образа жизни этого блестящего армянина, с которым посчастливилось общаться современникам.
Для справки: Харазян Марат Александрович /1931-2006/ родился в Тбилиси. В 1953 году окончил факультет международных отношений ЕГУ. В 1960-1966 гг. ответственный работник ЦК КП Армении. С 1966 г. – первый секретарь посольства СССР во Франции. С 1971 по 1993 гг. – первый заместитель министра культуры Армении. С 1998 г. проживал в Париже, где защитил докторскую диссертацию в 2004г.
Генрих Григорян
ARMENIA Today