Власти Армении намерены собирать налоги, в первую очередь с крупного бизнеса, а не увеличивать налоговое бремя на малый и средний бизнес, сказал на днях журналистам премьер-министр РА Тигран Саркисян. По его словам, власти никогда не скрывали, что в Армении есть проблема с теневой экономикой и что есть необходимость сокращения ее удельного веса.
Теневики и законники
С конца 90-х все наши премьеры действительно время от времени говорили, что надо сокращать «тень» и выводить всех на «чистую воду». Однако «тень» никак не уменьшается. Точных данных на этот счет нет, но, по разным оценкам последних 10 лет, она, в зависимости от того, кто оценивает, колеблется между 35–65%. Впрочем, следуя более верной с точки зрения экономической терминологии градации, надо дифференцировать теневую экономику как таковую от экономики неформальной. Под теневой экономикой профессионалы подразумевают чисто криминальную сферу оборота денег и доходов. Это наркобизнес, нелегальная торговля оружием, контрабанда драгоценных металлов и камней, стратегического сырья, рэкет, сутенерство, угон автомобилей и последующая их продажа, коррупция и взяточничество... Это все явные признаки преступного бизнеса. Другое дело - законный бизнес, с которого не дают (или если дают, то мизер) налоги. Этот вариант называют «неформальной (или неучтенной) экономикой».
Вопрос о тактике борьбы с теневой экономикой (в классическом понимании термина) не стоит, ибо тут нужна жесткая бескомпромиссность всех правоохранительных органов с применением всего комплекса карательных мер. Но что касается «законной тени» - двойной финансово-хозяйственной деятельности, - то дело здесь обстоит несколько сложней. Сложность в том, что сама эта деятельность, предмет предпринимательства, бизнеса - законна. Просто с целью ухода от уплаты налогов скрываются реальные масштабы этой законной деятельности. Налоговый сбор, например, в Армении, по сравнению с ВВП, один из самых низких в мире. Для стран, подобных нашей, соотношение между налоговыми поступлениями и ВВП должно составлять как минимум 25%. У нас же эта цифра в лучшем случае составляет 17%.
Впрочем, сложность заключается также и в том, что нужна внятная градация «фигурантов» - налогоплательщиков. Одно дело, если это олигарх, другое - если мелкий лавочник. Если олигарх уклоняется от налогов ради сверхприбылей, то лавочник - чтобы выжить. Два главных налоговика нашей страны (фамилии опущу) в свое время разоткровенничались со мной (разумеется, с просьбой не включать это в интервью). Один сказал, что налоги у нас такие, что если мелкие и средние бизнесмены будут платить все до копейки, то не выживут. Другой сказал, что все, что есть в этой стране, на самом деле принадлежит от силы 10-ти семействам, хотя оформлено на другие имена. Еще он сказал, что не может заставить их платить налоги, так как боится. Так прямо и сказал: я же не комиссар Катани (известный борец с мафией из культового сериала «Спрут»)…
Комиссар Катани здесь «не ночевал»
С тех пор прошло не так уж много, но и не так уж мало времени. Не много в плане историческом, но много - в плане того, чтобы сегодня были видны хоть какие-то положительные изменения. Стало быть, в плане сокращения «тени» в лучшем случае стоим на месте, если не сказать, что стало хуже. Экс-премьер Армении Грант Багратян, к примеру, масштабы «тени» в РА сегодня оценивает в 55%, при этом отмечая, что тенденции к сокращению не наблюдается.
Отвечая на вопрос о том, можно ли считать, что увеличение налоговых выплат (согласно официальной версии, в первом полугодии текущего года 1000 крупных налогоплательщиков по части прямых налогов заплатили примерно на 34% больше, чем в тот же период предыдущего года) говорит о неком сокращении теневой экономики, Багратян ответил, что считать так нельзя. По его словам, на это существует 2 причины: прежде всего государство (либо налоговое ведомство) должно доказать, что централизации экономики не произошло. «Прямые налоги были собраны прежде всего по той причине, что процесс централизации экономики продолжается, в руки крупных предпринимателей перешло еще больше хозяйств. Если 1,5 года назад в известных супермаркетах Еревана осуществлялось 30% торговли, то сегодня осуществляется уже 72%. То есть налоги должны были увеличиться не на 34%, а на 134%». В качестве второй причины экс-премьер отметил рост цен, который предусматривался на уровне 4-х процентов, а в действительности оказался больше в 2,5 раза.
Другой эксперт (председатель Союза отечественных производителей Вазген Сафарян) считает, что экономика Армении нуждается в госрегулировании, в частности, это касается борьбы с «теневым» сектором, где есть монополии и олигополии. Это, на его взгляд, позволит повысить уровень собираемости налогов и обеспечит более целевое использование доходов госбюджета.
Способы сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов в целом одинаковые во все времена и для любого бизнеса. Это занижение дохода и иных объектов налогообложения, завышение себестоимости реализованной продукции, уничтожение документов, «двойная бухгалтерия», когда в различных банках открывается несколько расчетных счетов, о которых не сообщается в налоговые органы, утаивание передачи имущества в аренду - все это из арсенала тех, кто пытается избежать уплаты налогов. Чтобы избежать налогообложения, создаются параллельные коммерческие структуры, дочерние предприятия, подставные фирмы, оффшоры. Неиссякаемый источник теневых денег - ведение финансово-хозяйственной деятельности без регистрации в налоговых органах, а также с использованием фальшивых реквизитов и печатей или без представления отчетных балансов в госналогинспекцию. Это в общем.
Но если налогоплательщик к тому же сам во власти или стоит близко к ней (сращение власти с капиталом), то все гораздо проще. Кто ж его проверит или, тем более, «посадит»?
Совсем оборзели…
Вот, к примеру, с некоторых пор в Узбекистане идет кампания по ликвидации олигархов как класса. Президент Ислам Каримов объявил войну олигархам. Судя по публикациям в Интернете, охота началась не от хорошей жизни: госбюджет Узбекистана сильно прохудился. Делать вид, что все хорошо,- уже не получается. Значит, нужно «раскулачить» часть богачей, чтобы поделить их ресурсы: одну часть отдать бизнес-империи приближенных, а другую - в госбюджет, чтобы тот выполнял обязательства по социальным выплатам.
Кампания по «отлову» олигархов началась практически сразу после программного выступления президента страны в День Конституции. Тогда Ислам Каримов четко и однозначно заявил, что власть не приемлет разительного имущественного неравенства граждан, провоцирующего социальное напряжение. «Олигархов у нас не будет, если кто-то этого еще не понял, пусть имеет в виду» - заявил он в начале декабря 2009 г.
После этого заявления Узбекистан покинул целый ряд крупных бизнесменов. Первым уехал владелец крупнейшей сети оптово-розничных рынков Дмитрий Лим, обвиняемый в уклонении от уплаты налогов. Uzmetronom пишет, что следователи, проводившие обыск во дворце бизнесмена, были поражены невиданной роскошью и коллекцией раритетных автомобилей из 82 машин. Также, опасаясь ареста, уехал из страны владелец Алп Жамол-Банка Мухиддин Асомиддинов. В бега подался также директор объединения «Кызылкумцемент» Раджаббай Жуманазаров. Кроме того, правоохранительные органы страны провели несколько арестов местных олигархов. В начале 2010 г. практически в полном составе были арестованы директор и менеджеры совместного предприятия Royson, выпускающего кондиционеры. Потом был арестован основной учредитель Капитал-Банка Батыр Рахимов, владеющий вольфрамовым рудником в Джизакской области и масложиркомбинатом в Намангане. Также были арестованы директор Бекабадского цементного комбината Алик Нурутдинов и владелец компании «Узбектуризм» Захида Хакимова. Некоторые особняки удравших и арестованных, пишут электронные СМИ, собираются отдать под детсады и санатории.
Впрочем, по мнению автора публикации в gazeta.kz, Каримов, как хороший стратег, просто изящно спустил пар народного раздражения. При этом он вроде бы стал посредником между богатыми и бедными: в стремлении стать еще богаче олигархи забыли меру, а когда забывают меру, президент приструнивает заевшихся.
Не нам судить, что на самом деле происходит в братском Узбекистане, но то, что наши олигархи тоже оборзели - факт неоспоримый. Так же, как и то, что и с нашим бюджетом дела обстоят далеко не блестяще, а международные доноры грозят не давать денег на покрытие его дефицита.
Наш президент тоже недоволен. Вот, к примеру, что он сказал совсем недавно, на приеме в Лос-Анджелесе, посвященном 20-летию независимости РА: «Одним из самых больших вызовов, несомненно, остается коррупция, и мы продолжаем бороться против этого явления, унаследованного с советских времен и обретшего в последние десятилетия новые оттенки почти во всех сферах,- от образования до градостроительства, от сферы социального обеспечения до сельского хозяйства. Все эти проблемы наши и решения тоже должны найти мы. Ни секунды не сомневаюсь, что мы можем найти необходимые решения. Для этого у нас есть потенциал и воля».
"Собеседник Армении"