В субботу в Стамбуле был арестован видный турецкий правозащитник Рагип Зараколу, известный своей смелой гражданской позицией по армянскому вопросу. Полиция обвиняет его в сотрудничестве с “Союзом обществ Курдистана”, который считается политическим крылом Курдской рабочей партии, давно уже преобразовавшейся в военную структуру. Но есть немало оснований считать, что новая волна репрессий против Зараколу напрямую связана с его недавним визитом в Ереван и сделанным в Армении заявлением о необходимости покаяния за содеянный младотурками геноцид.
Обвинение в содействии курдским сепаратистам было ему предъявлено еще в прошлом году. Оно было связано с изданием принадлежащей ему типографией “Бельге” книги курдского политического активиста Мехмеда Гюлера. Труд называется “Дело объединения обществ Курдистана: глобальное государство и курды без государства”. Идеологи команды Эрдогана усмотрели в призывах автора книги состав преступления. Его приговорили к 15 месяцам лишения свободы. Засадив курда Гюлера за решетку, турецкая Фемида взялась за турка Зараколу. Десятого марта этого года — через 20 дней после его возвращения из Армении — издателя приговорили на родине к штрафу в размере 16 тысяч турецких лир. (Это около десяти тысяч долларов.) Сделать большее судье не позволила верхняя планка статьи Уголовного кодекса. Многие освещавшие этот судебный процесс журналисты откровенно писали о прямой связи между выступлениями правозащитника в Ереване и приговором, вынесенным по его делу в Стамбуле.
Новые обвинения, выдвинутые против правозащитника, являются продолжением того самого дела. Власти воспользовались возможностью вновь засадить Зараколу за решетку, когда после дерзкой диверсионной операции повстанцев ПКК спецслужбы начали повальные аресты деятелей курдского сопротивления. В начале октября был арестован сын Рагипа Дениз Зараколу. Он был одним из немногих турок, задержанных наряду с 152 активистами “Союза обществ Курдистана”. В конце прошлой недели власти решились арестовать и самого Зараколу. Ничего нового ему не инкриминируют. Обвинения строятся на публикации все той же книги. Между тем совершенно очевидно, что книга — лишь повод. Истинная же цель — заставить его не выступать по вопросам, касающимся защиты прав армян и курдов.
Так называемое “глубинное государство” имеет с Зараколу давние счеты. Правозащитник мутит турецким генералам кровь со стабильной регулярностью. Недавно он выступил с судебным иском против вооруженных сил Турции в связи с убийством в воинской части стамбульского армянина Севака Шагина, которое произошло в день, когда отмечалась 96-я годовщина геноцида армян. Но больше всего турецких правителей озлобил визит правозащитника в Ереван и сделанные им там заявления. В Армении Рагип Зараколу побывал в феврале этого года. Прибыв в Ереван, он первым делом направился в Цицернакаберд и возложил цветы к Мемориалу памяти жертв геноцида. В тот же день в Национальной библиотеке Армении состоялась церемония вручения правозащитнику и издателю медали “Акоп Мегапарт”. Ею он был удостоен за вклад в дело международного признания факта геноцида армян. На пресс-конференции Зараколу сказал слова, очень похожие на историческую речь великого чернокожего американского политика Мартина Лютера Кинга. “У меня есть мечта...” Именно так начал свое выступление Зараколу, заимствовав цитату из Кинга. Но если мечта великого борца за права чернокожих касалась расового равенства, то борец за права проживающих в Турции нацменьшинств желает приблизить тот день, когда весь мир, включая Турцию, признает и осудит бесспорный факт геноцида армян. Если кумир американских негров за свою смелость поплатился жизнью (как известно, Кинг был убит расистами в 1968 году в возрасте 39 лет), то враги турецкого общественного деятеля пока еще верят в то, что сумеют его сломить, запугав тюрьмой.
Уголовных дел, возбужденных против Зараколу, было великое множество. В своем издательстве “Бельге” он выпустил свыше двух десятков книг, прямо или косвенно касающихся темы геноцида армян. За это ему пять раз предъявляли обвинения по 301-й статье Уголовного кодекса. Он однажды уже сидел в тюрьме за то, что в середине 90-х издал турецкий перевод романа Франца Верфеля “40 дней Муса-Дага”, описывающего известные события начала прошлого века. Судья усмотрел в содержании книги преступление, подпадающее под пресловутую 301-ю статью, карающую за оскорбление турецкой идентичности. Суд приговорил к шести месяцам лишения свободы не только Рагипа Зараколу, но и его жену, ныне покойную. Но, выйдя из-за решетки, супруги продолжили издавать литературу, посвященную трагедии 1915 года. В 2006-м Зараколу взялся опубликовать книгу британского писателя Джорджа Джерджяна “Правда может освободить нас”. Она тоже была на тему геноцида. Судебный иск не заставил себя долго ждать. С ним выступил махровый армянофоб, руководитель “Великого союза турецких адвокатов”, лидер движения “Платформа национальных сил” Кемаль Керинчиз, известный тем, что был в свое время инициатором судебных процессов в отношении Гранта Динка, лауреата Нобелевской премии Орхана Памука, писательницы Элиф Фашак и других представителей турецкой интеллигенции, публично высказывавшихся о геноциде армян. (Любопытно, что сейчас Керинчиз сам сидит на скамье подсудимых и обвиняется ни много ни мало в причастности к попытке совершения государственного переворота. Он был арестован в 2009 году наряду с другими лидерами подпольной террористической группировки “Эргенекон”.) Имея в виду то, что Зараколу не в первый раз обвиняется по той же статье, прокурор настаивал на максимальном наказании. Он затребовал для “рецидивиста” три года тюрьмы.
Судебное разбирательство продлилось почти два года. Процесс искусственно затягивали, чтобы успеть внести изменения в Уголовный кодекс и пересмотреть содержание 301-й статьи. Одновременно суд под давлением со стороны европейских структур снял с Зараколу обвинения по 306-й статье — за оскорбление памяти Ататюрка. В знак протеста против преследования правозащитника Союз журналистов Турции присудил Рагипу Зараколу премию “Свобода прессы”, которой ранее был посмертно удостоен Грант Динк. С требованием прекратить судебный процесс выступили десятки писателей, ученых и общественных деятелей из разных стран мира. Автор книги, ставшей причиной преследования, Джордж Джерджян заявил, что готов приехать из Лондона в Стамбул и разделить с издателем наказание за способность говорить правду. Для участия в заседаниях суда по делу Зараколу в Стамбул специально вылетал депутат Европарламента Ричард Ховитт. В итоге суд вынес относительно мягкий приговор — пять месяцев лишения свободы с возможностью замены заключения денежным штрафом. Но уже тогда было ясно, что этим репрессии не завершатся.
Новая волна репрессий в отношении Рагипа Зараколу должна привести к новой волне оказываемой ему международной поддержки. В Страсбурге, Брюсселе, Вене, Париже, Нью-Йорке, Ереване правозащитники и журналисты обязаны мобилизовать силы для привлечения внимания к тому беспределу, который творится в Турции в отношении инакомыслящих, способных открыто высказываться по армянскому и курдскому вопросам. Мы должны попытаться помочь тем, кто пытается помочь нам.
Артем Ерканян, "Новое время"