20 декабря губернатор Вана объявил, что церковь Святого Креста – Сурб Хач на острове Ахтамар будет вскоре открыта для проведения богослужений. По словам Мюнира Караоглу, в министерстве культуры уже подписаны все необходимые документы. Губернатор назвал даже дату первой литургии в Сурб Хаче - 12 сентября 2010 года, напыщенно пригласив на церемонию "всех сограждан армянской национальности" и пообещав принять их "с присущим Вану гостеприимством".
Проблема сохранения армянского культурного наследия в Турции входит в ряд наиболее важных в отношениях двух стран и, естественно, отражена в подписанных 10 октября протоколах. Мировое сообщество в целом придает в последнее время огромное значение сохранению и восстановлению культурно-исторических памятников, а об остроте вопроса в регионе, особенно на фоне варварского уничтожения Азербайджаном средневековых хачкаров Джуги и катастрофического состояния армянских храмов в Грузии, и говорить не приходится. Тем более что политическая конъюнктура очевидным образом мешает международным организациям с должным вниманием и настойчивостью отнестись к проблеме сохранения армянских памятников, находящихся на территории современного Азербайджана и Турции. Та же конъюнктура помогает туркам спекулировать этим вопросом, усиленно изображая заботу о сохранении бесценного культурного наследия, доставшегося Турции после лишения армян их исторической Родины.
Это проявилось сразу после 10 октября, когда министр культуры Турции Эртогрул Гюнай с наигранной восторженностью сообщил, что, дескать, продолжается работа по созданию совместной комиссии, призванной решить вопрос восстановления Ани. Министр торжественно заверил, что деятельность указанной комиссии начнется в самое ближайшее время. Далее Гюнай в не менее радужных тонах описал дальнейшее сотрудничество представителей двух стран в области культуры, сообщив, что "в ближайшие дни в Карсе состоится первая встреча археологов и историков Армении и Турции", которые-де обсудят вопросы реставрации памятников армянского средневековья.
Словом, турецкая сторона незамедлительно постаралась создать полное впечатление безоблачности перспектив культурного сотрудничества двух стран и отсутствия со своей стороны препятствий для дальнейшего тесного взаимодействия. Куда сдержаннее была армянская сторона, в лице МИД заявившая, что какого-либо официального документа с турецкой стороны относительно программы совместной реставрации Ани не получено.
Прошло с тех пор два с половиной месяца. Гюнай молчит, о комиссии археологов, как и о встрече в Карсе, нет ни слова, точно так же сегодня никто в Анкаре не говорит о восстановлении Ани. И, дабы создать хотя бы видимость непрекращающейся бурной деятельности в области культурного сотрудничества, в оборот запускается идея разрешения богослужений в церкви Сурб Хач, которая, напомним, была восстановлена в 2006 году, однако отнюдь не как христианский храм, а исключительно в качестве музея. Как следствие, церковные службы здесь не проводятся, а главное, реставраторы "забыли" установить над Ахтамаром главный христианский символ – крест. Вот и стоит Сурб Хач без хача. Зато Турция в глазах Европы предстает как государство, проявляющее трогательную толерантность к памятникам немусульманской культуры и искреннюю заботу о сохранности и восстановлении культурного наследия другого народа. На фоне бесчисленных жестких заявлений относительно предусловий ратификации протоколов и открытия границы показная готовность сотрудничать в вопросах культурного характера призвана, видимо, служить своеобразным амортизатором для отношения к Турции со стороны Европы и США. Не случайно дата проведения первой литургии на острове Ахтамар объявляется аж за 9 месяцев вперед – мало ли что может случиться за это время. И вряд ли в сентябре будущего года кому-нибудь придет в голову поинтересоваться у "гостеприимного" губернатора Караоглу – где же обещанное богослужение, точно так же, как сегодня никто не спрашивает у министра Гюная относительно его высокопарных обещаний.
Примечательно, что речь не идет о том, чтобы вернуть Сурб Хачу его истинное предназначение действующей церкви и водрузить на место крест. Так далеко "толерантность" турок не простирается - храм на Ахтамаре в любом случае останется для них всего лишь приманкой для туристов. Губернатор Вана и не скрывает, что для местных властей вопрос проведения богослужений носит исключительно коммерческий характер, и практически публично потирает руки в предвкушении потока туристов из Армении и Ирана. Наверное, для турка ничего предосудительного в этом нет – вопрос тут в другом: Анкара открыто стремится создать себе имидж цивилизованной страны за счет откровенной лжи и дешевых пиар-акций в отношении армянского культурного наследия, мороча всем голову ничего не значащими пустыми обещаниями "восстановить, реставрировать, проводить богослужения, разрешить литургии" и т. д., и т. п. В то время как в реальности состояние армянского культурного наследия в этой стране продолжает внушать серьезную тревогу.
Известный эксперт в области культурно-исторических памятников Самвел Карапетян выразился по этому поводу четко и ясно: "Реставрация армянских церквей в Турции является лишь спектаклем для сверхдержав". Скорее всего, сообщение губернатора Вана является очередным актом этого спектакля, рассчитанным исключительно на жаждущих верить в толерантность и цивилизованность Турции. Всем остальным достаточно взглянуть на запустение, царящее на территории Ани, где нет даже намека на истинное стремление восстановить былое великолепие средневековой армянской столицы – хотя бы с целью развития туризма, если уж иных целей у Анкары по определению быть не может.
Марина ГРИГОРЯН
«Голос Армении»