Дошел ли до снайперов «выстрел» священнослужителей?
Обсуждения, развернувшиеся в последнее время в связи с активизацией Азербайджаном снайперской войны на линии соприкосновения азербайджанских и карабахских вооруженных сил, а также предпринимаемые в этом направлении меры преследуют одну цель: исключить человеческие потери в условиях режима прекращения огня. А вот насколько удастся достичь цели – покажет время, и выражать оптимизм, как говорится, следует с осторожностью.
На состоявшемся в конце ноября в Ереване заседании президиума Межрелигиозного совета СНГ духовными лидерами Армении, России и Азербайджана была принята совместная Декларация, в которой говорилось о необходимости отвода снайперов с линии соприкосновения во избежание новых смертей. Специальный представитель Евросоюза во время своего последнего визита в Ереван встретился с министром обороны РА С. Оганяном и выразил озабоченность по поводу ситуации, сложившейся на линии соприкосновения, а также готовность в рамках своих полномочий сделать все возможное, чтобы содействовать усилиям сопредседателей Минской группы по поддержанию мира. На предыдущей неделе плановый мониторинг в зоне конфликта провели сопредседатели Минской группы ОБСЕ, которые в очередной раз подчеркнули необходимость сохранения режима прекращения огня, отвода снайперов с линии соприкосновения и укрепления доверия между сторонами.
Будут ли содействовать ослаблению напряженности на линии соприкосновения вышеупомянутые меры? Заместителю председателя постоянной комиссии по внешним отношениям НС НКР Сергею Газаряну эти меры не внушают оптимизма. «Конечно, хотелось бы верить, что Азербайджан проявит здравомыслие и отреагирует на призыв отвести снайперов с линии соприкосновения, но вероятность этого очень мала, - подчеркнул он. – Причина в том, что руководство Азербайджана спекулирует данным вопросом и пытается провокационными действиями сохранять в регионе напряженную ситуацию. Внимание сторонних наблюдателей должно привлечь циничное отношение руководства Азербайджана к жизни своих солдат: зная, что на каждую провокацию, на потерю каждого солдата армянская сторона отвечает весьма жестко, азербайджанская сторона все же продолжает свою агрессивную политику, которая еще больше отдаляет перспективу нормализации отношений между НКР и Азербайджаном». Зампредседателя комиссии считает, что изменение сложившейся ситуации возможно лишь в том случае, если представители государств-посредников конкретно укажут на сторону, которая виновна в обострении ситуации, осудят ее и привлекут к ответственности. Но так как виновная сторона не называется, в этом вопросе арцахский парламентарий не ожидает подвижек.
Во время трехсторонней встречи Католикос Всех Армян Гарегин Второй, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и глава духовного управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде призвали политических деятелей придать новый импульс диалогу, который будет направлен на урегулирование разногласий, препятствующих прочному миру на Кавказе: «Сегодня мы вновь собрались здесь, чтобы найти пути решения конфликтов на Кавказе и установления подлинного мира». Духовные лидеры уверены, что усилия духовенства и верующих могут оказать благотворное воздействие на ситуацию в регионе. Действительно, духовные лидеры в силах удержать верующих от неверных, чреватых трагическими последствиями шагов. Однако в этом плане духовному лидеру мусульман Кавказа гордиться нечем: прозвучавшие за последние 5-6 лет из его уст заявления ничего общего с понятием «благотворное воздействие» не имеют. В 2006 году он объявил армянам джихад – священную войну и призвал своих верующих «освободить оккупированные территории Азербайджана», в 2007-ом Аллахшукюр Пашазаде менторским тоном заявил, что Нагорный Карабах - азербайджанская территория, и азербайджанцы должны вернуться на свои территории. «Эти территории должны быть освобождены мирным или военным путем», - говорил он. Что ж, если духовный лидер мусульман Кавказа перед тем, как подписаться под Декларацией, отказался от сделанных ранее им заявлений, что крайне сомнительно, то этот документ может иметь какую-то ценность. Но если его слова – это всего лишь дежурные фразы, прозвучавшие в рамках заседания президиума Межрелигиозного совета СНГ, то изменения ситуации на линии соприкосновения, действительно, не предвидится.
В дополнение к вышеизложенному отметим, что в тексте Декларации содержатся мысли, которые вызывают, по меньшей мере, недоразумение и которые, судя по всему, были использованы не случайно. Какой вывод можно сделать из следующих строк: «Нужно предоставлять широкую трибуну не экстремистам, сеющим рознь и вражду, а тем лидерам религиозных и национальных общин, которые проповедуют мир и настроены на диалог друг с другом.»? А кто это - сеющие вражду и раскол экстремисты, и кого имели в виду авторы текста, когда говорили о лидерах религиозных и национальных общин? На сегодня всем, в том числе и государствам-сопредседателям Минской группы ОБСЕ, и авторитетным международным структурам, и Межрелигиозному совету СНГ известно, что азербайджано- карабахский конфликт не носит религиозного характера, и он должен рассматриваться с политической и этнической точек зрения. Стало быть, следует адекватно реагировать на мнение тех, кто полагает, что, придав конфликту религиозный характер, можно изменить его подлинную суть, а следовательно, и пути разрешения.
Рузан Ишханян
Азат Арцах