Корреспондент "Вечерки" в отпуск на свою историческую родину в Армению ехала через Грузию, о чудо–реформах в которой сегодня говорят многие известные политики в Кыргызстане.
"Кыргызстан? А где это?" - удивленно спросил грузинский таможенник, интересуясь, это ближнее или дальнее зарубежье. Выяснив, что страна входит в СНГ, меня свободно пропустили через КПП. Дело в том, что иностранцы из дальнего зарубежья при пересечении границы должны платить сборы. Не взимаются деньги только с граждан СНГ. Только подданные РФ после ухудшения отношений Грузии с Россией вынуждены оплачивать таможенные сборы.
Как Байрон вытеснил Пушкина, а Акаевы - Адиля
Таксист Отари, который подвозил меня из аэропорта до центрального тбилисского автовокзала, жизнью в Грузии не очень–то доволен.
- Жизнь просто собачья. На хлеб зарабатывать труднее и труднее. Литр бензина стоит один евро. Это раньше у меня все хорошо было. Работал в Москве. Имел свое небольшое дело. Но как только Владимир Путин выступил с резкими заявлениями, нас стали выгонять с насиженных мест. Вот подался назад, на родину. А ты почему по–русски разговариваешь? Армянский, что ли, не знаешь? Говори на родном языке.
От такого совета стало не очень–то комфортно. Хотя родным языком я владею в совершенстве. Несмотря на то что окончила русскую школу в Ереване, при поступлении в вуз сдавала экзамен по армянскому языку. В мононациональной Армении государственным языком владеют все. Ну а к русскому относятся с уважением.
В Грузии несколько иная ситуация. Например, в международном аэропорту приятный женский голос информирует о прибытии и убытии рейсов на двух языках - грузинском и английском. Якобы президент Саакашвили выписал из США более тысячи преподавателей английского языка. Теперь языку Байрона детей учат чуть ли не с пеленок. Так постепенно пытаются вытеснить русский. Правда, для таксиста Отари английский язык пока еще сложен.
Отари признает, что президент Саакашвили дал бой коррупции и вообще преступности. В стране царит порядок. Машину ночью можно оставить во дворе с открытыми дверьми. Никто ничего не украдет.
Этого удалось, мол, достичь благодаря партнерству с американцами. Янки из бюджета, считай за счет американских налогоплательщиков, финансировали сотрудников силовых структур и чиновников в Грузии. Зарплату назначали сверхвысокую - до тысячи долларов. Но заставили сменить в госструктурах старых сотрудников и набрать новый персонал. Таким образом, высокая заработная плата и смена кадров стали серьезным стимулом в борьбе со взяточничеством. Сегодня госаппарат дорожит работой. Ведь попавшись на взятке, чиновник, как пуля, вылетит с работы.
Не то что у нас, когда мздоимство стало чуть ли не хорошим тоном. А чиновников, которые не берут взятки, называют лохами.
Вот яркий тому пример. Так получилось, что в Тбилиси я разговорилась с бывшим хозяином кыргызской кондитерской фабрики. Еще в бытность Акаева Адиль покинул Кыргызстан. Надоели ему постоянные поборы. Оказывается, ежемесячно на строительство детища Майрам Акаевой детского оздоровительного центра "Алтын балалык" коммерсант перечислял по 500 долларов. В то время это были большие деньги. Но оказалось, что патологически жадному семейному клану и этих денег было мало - решили прибрать весь адилевский прибыльный бизнес к рукам. В итоге предприниматель уехал в Казахстан. Развернул там бурную деятельность и теперь открывает филиалы производства в Грузии. Так Кыргызстан лишился налогоплательщика.
- Знаете, лучше платить деньги в казну, чем давать на лапу взяточникам, - продолжает предприниматель Адиль. - В Грузии практически нет поборов. Да и доходы никто не скрывает. Сейчас и в Казахстане стараются перенять этот опыт. Недавно президент Назарбаев выступил с жестким заявлением, что уволит любого чиновника, который будет требовать мзду с предпринимателей. То, что Грузия сумела за несколько лет оправиться от серьезного энергетического кризиса и стать одной из самых процветающих в регионе, заслуживает уважения.
...Однако в Грузии искоренение коррупции пока не решило всех проблем. Грузинские таможенники в отличие от своих зарубежных коллег так и не научились приветливо улыбаться и желать счастливого пути. Вот сотрудник таможенной службы с кислым лицом протягивает мне паспорт. Несколько метров, очередной паспортный контроль, и я уже в Армении, где не была восемь лет.
Патруль новый, проблемы старые
От приграничного города Санаин до столицы Армении четыре часа езды на маршрутке по горным серпантинам. Дороги не очень хорошие, зато пейзажи красочные.
- Производства в Армении уже нет, - рассказывает водитель буса, следующего в Ереван. - От некогда мощных фабрик и заводов остались одни растерзанные здания. А ведь город Кировакан, через который мы проезжаем, располагал огромным промышленным потенциалом. Все предприятия за гроши были проданы нынешним депутатам и высоким чиновникам. Вон там кирпичный завод, некогда обеспечивающий все Закавказье этим стройматериалом. Растащили все. Разве так можно относиться к национальному достоянию?! Так почти со всеми предприятиями. Многие давно разворованы. Народ остался безработный, неимущие цепляются за самую неблагодарную работу.
В Ереване мне удалось выяснить следующее. По словам заведующего отделом экономики газеты "Голос Армении" и главного редактора экономического журнала "Базис" Ашота Арамяна, информация о том, что в отличие от Грузии в Армении все из рук вон плохо, абсолютно недостоверна.
- На днях во время официального визита президента Армении Сержа Саргсяна в Тбилиси Михаил Саакашвили признал, что Грузии есть чему поучиться у своих закавказских соседей, - делится Арамян. - Это касается сферы сельского хозяйства и информационных технологий. Грузинские реформаторы с нескрываемой завистью смотрят на наши достижения. Они полностью потеряли такую отрасль, как сельское хозяйство. А об информационных технологиях и говорить не приходится.
Однако, наблюдая за ходом реформ в Грузии, можно сказать, что если там так же активно будут развиваться эти сферы, тогда в ближайшие два–три года удастся не только догнать, но и перегнать Армению в отношении этих двух направлений.
Как считает Ашот Арамян, грузинам в борьбе с коррупцией можно поставить оценку "отлично". Проблема же Армении в том, что здесь нет политической воли в быстром решении проблем. Ставка делается на их постепенное эволюционное разрешение. Да, принимаются хорошие законы, но для того чтобы они заработали, понадобится не одно десятилетие.
...В Ереване гаишники не прячутся за кустами, а потом не выскакивают оттуда и не тормозят машину. Сегодня ГАИ в Армении - это дорожный патруль. Инспекторы колесят по городу, мониторят ситуацию на дорогах, делают замечания гражданам, которые пытаются перейти улицу в неположенном месте.
Но все равно многие водители недовольно ворчат, что коррупцию здесь искоренить так и не удалось. Ведь старых сотрудников не уволили. Как работали нечистые на руку гаишники, так и продолжают работать, придумывают изощренные методы взяточничества.
От Патриарха до президента
Сегодня редко кто не хочет двинуть из Армении. Кто–то едет в США, кто в Европу, а кто в Россию. По статинформации в России армян более 2 миллионов, столько же и в США. Очевидцы утверждали, что несколько лет назад во время своего визита в Ереван тогда президент России Владимир Путин пошутил, что он может назваться президентом всех армян. Как отреагировал на такие путинские слова тогдашний президент Армении Роберт Кочарян, неизвестно. Наверное, нормально. У россиян с армянами полное взаимопонимание. Как и с лидерами других мировых держав.
Вот, например, недавно с официальным визитом в Ереван приезжал французский президент Николя Саркози. "Этот ход связан с предстоящими выборами во Франции", - считают армянские эксперты. Хитрый Сарко хочет получить голоса французских армян, которых проживает там более полумиллиона. Саркози подарил армянам скульптуру самого Огюста Родена, а заодно пообещал поддержать принятие закона, криминализирующего отрицание геноцида армян 1915 года.
Еще одно важное событие состоялось в Ереване в конце ноября. Здесь прошло заседание Межрелигиозного совета СНГ. В его заседании принимал участие Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл и председатель Управления мусульман Кавказа шейх–уль–ислам Аллахшукюр Паша–заде. Как сообщила "Независимая газета", армянские беженцы из Азербайджана задолго "перед визитом Аллахшукюра Паши–заде высказывались против его визита в Ереван".
Патриарх Кирилл, католикос всех армян Гарегин II и шейх–уль–ислам Аллахшукюр Паша–заде выступили с заявлением о мирном решении нагорно–карабахского конфликта.
Кстати, армянские журналисты внимательно следят за событиями в Кыргызстане. Удалось поговорить с известными аналитиками, которые уже делают ставки на то, какое ведомство возглавит Роза Отунбаева. Некоторые помнят Отунбаеву еще со времен, когда она возглавляла миротворческую миссию по грузино–абхазскому урегулированию.
Вторая родина
Современная армянская диаспора Кыргызстана появилась давно. Первые армяне переселились сюда в начале прошлого века. Предприниматели Никита и Сергей Бедросовы еще в 1924 году организовали здесь свой бизнес. Вскоре к ним присоединился племянник - Михаил Симонянц, направленный в республику для постройки завода безалкогольных напитков. До сих пор в центре Бишкека стоит красивый круглый павильон, сооруженный при участии дяди Миши, где продавали газировку.
Армянская народная мудрость гласит: "Там, где встречают с хлебом, легко обрести кров". Скорее, наоборот. Большинство армян на кыргызской земле живут в достатке. Кстати, многие армянские мужчины нашли в Кыргызстане свою вторую половинку. Ведь здешние представительницы прекрасного пола такие же замечательные хранительницы семейного очага, как и армянки. Смешанных браков много, в том числе и с мусульманками. Разное вероисповедание - не преграда для любящих сердец. Особенно когда схожи многие традиции и обычаи.
Кыргызстан, как и весь СССР, протянул руку помощи армянам, когда случилась беда - ужасное спитакское землетрясение с многотысячными жертвами. Тогда в Армению направилась бригада кыргызстанских спасателей под руководством Геннадия Шилова. Им удалось извлечь десятки искалеченных людей, заживо погребенных под завалами.
Геннадий Петрович часто вспоминал тогда курьезный случай. После первого толчка одного из жителей обнаружили в руинах чуть ли не в обнимку с холодильником. Оказалось, что опасливый, но запасливый армянин был уверен, что попал под бомбардировку и, пережидая "войну", благодарил Бога, что холодильник был полон продуктов. Увидев спасателей, русских и кыргызов, он был поражен, но потом признал: "Свои!".
Сегодня для кыргызстанских армян страна Ала–Тоо - вторая родина. И если старшее поколение в основном переселенцы с Кавказа, то их дети уже чувствуют себя коренными кыргызстанцами. "Для наших детей Армения - красивая страна предков. Многих из нас мучит ностальгия, но будущее наших детей здесь, в Бишкеке", - уверены они. При этом не расстаются с маленькой реликвией - горстью земли, которую привезли со своей исторической родины.
Ирэн Саакян
Вечерний Бишкек