Славный народ живет в сочинском селе Нор-Луйс. Сельчане не притворяются жизнелюбами, оптимистами. Они такие и есть. Спрашиваешь у хранителя сельского музея Артавазда Аршаковича Авджяна, почему он всегда в хорошем настроении. Отвечает: «воздух тут такой».
Воздух, действительно, какой-то особенный, круглый год насыщен ароматами цветущих растений. Запахами субтропических лесов - «кавказской пальмы» - самшита колхидского, терпким духом лавра и ароматом цветущей уже в ноябре мушмулы. Рассказывают, что место для своего поселения армяне из захваченной турками Западной Армении, приглашенные русским правительством в 1869 году, выбрали не случайно. Им указано было поселиться на левобережье реки Западный Дагомыс, на землях помещика Кравченко. Но сдается, не в последнюю очередь их привлекли именно сюда удивительная красота окрестных гор, умиротворяющий говор реки и целительный воздух.
10 марта 1866 года был издан царский Указ, разрешающий переселение на Черноморское Побережье Западного Кавказа. Для армян, без преувеличения, здесь был открыт «режим наибольшего благоприятствования». Наместник царя на Кавказе граф Воронцов пишет в одном из регулярных отчетов: «некоторые из кавказских помещиков пригласили из Турции амшенских армян - мастеров по возделыванию табака».
В 70-е годы ХIХ века в Сочи армян уже знали, как трудолюбивых пахарей, искусных в возделывании табака и чая. Массово стали прибывать армяне из Турции в 1915 году, спасаясь от турецкого ятагана. Селились поближе к «своим», к тем, кто уже освоился на новом месте. На витрине сельского музея красуется фото «первого жителя» Нор-Луйса Овагима Нагапетовича Аракеляна. Он родился недалеко – в живописном селении Горное Лоо. Потом семья перебралась в селение «Альтмец» носившее имя помещика - землевладельца.
Дата основания села - 4 ноября 1869 года теперь стала для его жителей праздничным днем.
Тщательно, начиная с предвоенных лет, по просьбе односельчан - школьных учителей старожилы села записывали свои воспоминания. Таким образом возникла картина живописная, полная любопытных подробностей. Первые жители Нор-Луйса из области именуемой Сюрмене (район Турции) на своих парусных лодках переплыли с одного берега моря на другой, вsсадились в местечке под названием форт Кубанск у самого устья реки Дагомыс.
Выше по течению реки им указали на помещичьи земли, которые сдавались в аренду. Место было прекрасное. Но сплошь покрытое девственным лесом, ольховыми зарослями, кустами колючки. Армяне с любопытством ринулись обследовать окрестности и нашли чистый родник. Им показалось, что это – верная примета, залог благополучного будущего. Неиссякающий родник жизни. В конце 20-х здесь возникла сельхозартель табаководов. Жизнь стала приобретать отчетливые очертания, свой уклад. Появились первые сельские анекдоты, байки - забавные житейские истории. Например такая: по поводу названия артели поспорили крестьяне Ваган и Вартан. Ваган предлагал красноречивое название - Карашен («Каменная»). Речь шла не cтолько о твердых устоях, сколько о материале для домов. Камня здесь, вдоль притока реки Дагомыс и вправду много, а горы снабжают еще и песчаником. Но Вартан, более поэтическая натура, настаивал на том, чтобы назвать артель «Нор-Луйс» – «Новый свет». Переспорить было невозможно, поскольку на сторону Вартана стало большинство жителей села.
Местные сельские округа, включая дагомысскую Барановку, в 30-е годы образовывали большой колхоз «Большевик». Однако, в скором времени активисты правления колхоза настояли, чтобы их – нор-луйсовский колхоз был отдельным и назывался так же, как село – «Новый свет».
Колхозная летопись – десятки фотографий. Улыбающиеся, скромно одетые люди с лопатами, тяпками, на допотопных тракторах. И они же, но нарядно одетые, вокруг ансамбля сельских музыкантов с кеманчой, зурной, даулом. В Нор-Луйсе всегда любили праздновать и веселиться. Характер у них такой… Конечно, наивно было бы предполагать, что село обошли, как грозовые тучи, какие-то мрачные времена в истории края, страны.
Репрессии, «раскулачивание», высылки в Сибирь и Среднюю Азию – все это испытали и в Нор-Луйсе. Каждую драму отдельной семьи переживали, как общую. В архиве музея хранится поименный список репрессированных, высланных. Особо хранимы имена односельчан – участников Великой Отечественной войны. Из небольшого Нор-Луйса на фронт ушли 45 человек. 27 из них не вернулись с полей сражений. Восстановлен весь список участников войны, подумывают постепенно собрать сведения об их ратных делах, боевом пути. В 1973 году появилась возможность ежегодно накануне 9-го мая вспоминать сельчан - солдат Великой Отечественной, особо.
В 1971 году Аршак Ктричян загорелся идеей соорудить в селе памятник односельчанам-фронтовикам. Рассматривались несколько вариантов места расположение монумента. Выбор пал на возвышенность, откуда открывается прекрасный вид на равнину и раскинувшееся на ней село. Материалом для облицовки трехметровой стелы стал Ереванский розовый туф, который доставили из Армении при содействии директора Дагомысского чайного совхоза Устима Генриховича Штеймана. Строили всем селом в выходные дни, даже в самую горячую пору для сбора чайного листа. Нор-Луйс стал в то время 4-й усадьбой чайного совхоза «Дагомысский». Стела вознеслась в небо, на ней барельеф из меди с именами всех солдат-жителей села, кого не дождались домой родные после Победы. Возвышенность, на которой стоит монумент, открывает широкий горизонт – живописные окрестности, ухоженные поля, горы, пойму реки.
9 мая 1973 года по длинной лестнице к монументу впервые поднялись множество людей, приехавших на открытие памятника из Сочи, сами сельчане, родные погибших - жители других сел. Теперь это происходит ежегодно.
К памятникам в Нор-Луйсе особое отношение. Их здесь придумывают и создают. Устанавливают с помощью своих же односельчан. Позже, как доказывает жизнь, они становятся предметом гордости и местом паломничества всех армян многочисленной общины.
Памятная стела к 135-летию села возникла в 2004-м. На следующий год появился камень-памятник установленный в ознаменование 90-летия Геноцида армян, в память о жертвах трагедии. Вслед за этими памятниками, отмечающими вехи общеармянской и местной истории, в 2009 году на главной площади появилась скульптура родоначальника армянского алфавита Месропа Маштоца. Финансировал строительство Рубен Языджян. Для него село – малая родина, а «знаками-символами» большой Родины - Армении, Рубен Гарникович считает великих армянских просветителей, художников, музыкантов. Масштабный монумент Месропа Маштоца «вписался» в пейзаж села моментально.
Пусть проект не оригинальный - это копия памятника работы скульптора Чубаряна, установленного в Армении возле Матенадарана, но для Сочи он стал знаком особого, почтительного отношения к родине и родному языку. Не случайно, в наше время, когда ученые с тревогой констатируют падение интереса к изучению армянского во многих городах, где расселены армяне России, в небольшом Нор-Луйсе подростки, старательно взялись учить армянский, их буквально «заряжает» своей пылкой любовью к языку и армянской словесности Рафик Кегеян.
Несколько сочинских сел гордятся наличием собственных поэтов. Так сложилось. В Сочи хорошо известны имена Георга Авджяна (с. Нижняя Шиловка Адлерского района), Ашота Кочконяна (с. Верхняя Беранда Лазаревского района), жители поселка Лазаревское могут похвастаться тем, что здесь жил и творил талантливый поэт, член Союза писателей России и Армении Крикор Мазлумян.
В Нор-луйсе недавно чествовали Айгаза Оганяна в связи с выходом его нового поэтического сборника «Жизнь как сон». Оганян личность универсальная. Профессиональный художник, одаренный музыкант, своеобразный поэт. Он давно собирает амшенский фольклор – сказки, поговорки, загадки, народные поверья и сам пишет стихи на амшенском диалекте армянского языка. В 70-е годы прошлого века в Сочи и Абхазии хорошо знали поэтов литературного объединения «Зартонк», руководимого Оганяном. Оно действовало вплоть до 98-го года). Поэты и художники «Зартонка» устраивали в городе и селах поэтические вечера, выставки, читательские конференции. Некоторые из поэтов по сей день мечтают возродить былые славные дни общества. Тем более, по некоторым событиям в городе, например, состоявшемся в октябре нынешнего года открытии мемориальной доски Ашота Кочконяна на здании школы, где он директорствовал много лет, можно судить о неугасающем интересе людей к поэзии, к местным поэтам.
Нет ничего случайного в том, что первым памятником традиционного армянского монументального искусства в Нор-Луйсе стал хачкар работы Айгаза Оганяна. Айгаз Григорьевич со свойственным ему поэтическим чутьем увязал в единой композиции прошлое и будущее. «Лусахпюр» – камень-родник. Из покрытого легким белым налетом как сединой, хачкара бьет свежая, чистая струя родника. На камне – вязь узоров. В них зашифровано послание. Символика хачкаров вообще широка и многообразна. Амшенская символика, как не устает рассказывать Айгаз Оганян, сугубо своя, особая, интересная. По ней, как по скрижалям, можно прочесть судьбу амшенцев, составляющих сейчас большинство армянского населения Сочи.
Двумя годами раньше хачкара-родника на главной площади села появился мемориальный комплекс Памяти жертв геноцида. Он прост, лаконичен и строг. Дуга, под которой подвешены три колокола и камень с высеченными на нем словами о неутихающей боли и горестной Памяти. Здесь ежегодно 24 апреля собирается множество армян города Сочи. Жители окрестных сел приходят семьями. Молебен и митинг в Нор-Луйсе стали непременным ритуалом, объединяющим разные поколения, местных и городских, высокопоставленных и самых обычных трудяг - армян.
Айгаз Оганян день и ночь в любую погоду трудился над созданием креста-камня в честь Св. Нарека и теперь, как положено традицией, этот хачкар украшает церковный двор.
На открытии часовни 30 сентября 2011 года многие из собравшихся сочли своим долгом подойти и пожать руку тем, кто финансировал строительство. Людям, которые постоянно и без излишней рекламы помогают многим важным начинаниям общины. Руководитель Дагомысского районного отделения Сочинского САР Карапет Бостанджян просто сиял от радости. Это молодой энергичный предприниматель, который находит время бывать на всех мероприятиях, организуемых в Нор-Луйсе. Он оптимист и мечтатель и в этом, похоже, они сошлись характерами с сельчанами.
В Сочи уже не один год проводятся конкурсы на звание «Лучшее село». Через год после своего 140-летия, в две тысячи десятом, сельское поселение Альтмец (Нор-Луйс) было признано лучшим селом Большого Сочи. Мэр города, лично вручив диплом, сказал немало лестных слов в адрес администрации района и сельского ТОСа, который возглавляет Амазасп Абрамян. От внимания главы города не укрылось, что сельчане «любят красоту» и украшают без устали дворы, дома, улицы. Сами, без указки сверху и материальной помощи от властей. Амазасп Анушеванович Абрамян – неутомимый энтузиаст. Много времени отнимает у председателя ТОСа поиск средств на строительство «первостепенных» по значению сельских объектов, таких как часовня. Благоустройство территории вокруг памятника сельчанам, погибшим в Великой Отечественной, организация субботников по уходу за площадью в центре села, большой детской спортплощадкой, кладбищем, содержанию в надлежащем виде скульптур, хачкаров.
Может быть воздух здесь такой, не позволяет быть пассивным созерцателем. Может быть родник виноват… Однако, опять обнаружилось, что Нор-Луйс намерен вновь оказаться «впереди общины всей». Артавазд Авджян, хранитель сельского музея и инициатор многих сельских праздников последнюю главу своей книги «Село Альтмец - Нор-Луйс» озаглавил «Наши мечты». Мечты не заоблачные, судя по предыдущему опыту, здесь сам собой просится создание этнографического центра амшенских армян. В нем будут готовить народные блюда непревзойденные кулинары, будет музей народного быта, будут работать кружки... У Артавазда Аршаковича есть и архитектурный проект будущего центра. Это одноэтажное здание с некоторыми чертами типично амшенских домов - пристройка к уже имеющемуся Дому культуры.
Конечно, здесь должны проходить и концерты ансамбля молодых кеманчистов под руководством Айгаза Оганяна, других талантливых ребят, есть кому рассказывать захватывающие истории о прошлом. Будут тихо осенять эти благие дела фигуры великих армян - дань памяти и преклонения перед родной армянской культурой. «Хроники» села Нор-Луйс будут приумножаться каждый год. Не важно как - в камне, либо на бумаге, может быть - с помощью различных памятных акций.
7-го декабря прошлого года в очередную годовщину трагедии в Спитаке прошел митинг под названием: «Земля содрогнулась в полдень…». Грядет важный день – 23 февраля. Его здесь встретят, без сомнения, тоже – по-особому.
Гордо высится на гербе села Нор-Луйс далекий Арарат, простирается море, на первом плане символы села – его памятники. Герб заключен в рамку, которую образовывают завитки волн и лучи солнца.
Натэлла Саакова