Предвыборная кампания в Армении давно началась, и более-менее определились интересы или отсутствие интересов группировок, которые называют себя политическими партиями. Пока дискуссия имеет место исключительно по техническим и технологическим вопросам, например, из оппозиционной компании, называемой Армянским национальным конгрессом, время от времени поступают сообщения о том, «поступили ли деньги для проведения митингов» (для нормальных людей так и останется тайной, для чего нужны деньги при проведении митингов).
Основа нынешней дискуссии заключается в том, кто с кем объединится, и кто против кого. То, что называется «армянским обществом», интересуется только интригами, и на приличном расстоянии от выборов даже вполне приличные люди побаиваются нынешней оппозиции, побаивались и два десятилетия назад, а потом жгли свои библиотеки. Побаиваются и постепенно начинают бояться в полном формате, несмотря на то, что подавляющему большинству людей совершенно нечего терять в социальном и имущественном плане. Такова логика «ереванизма», особой мета-идеологии. Побаиваются так, на всякий случай, потому что тезис о том, что «у народа плохая память», не совсем вере – помнят, и еще как.
Как раз-таки состоятельным людям опасаться нечего, сегодня они с одними, завтра – с другими. Подлинно деятельным людям совершенно все равно, кто находится у власти, но напрасно, потому что весь смысл политической борьбы заключается в перераспределении экономических преимуществ.
В общественной дискуссии абсолютно отсутствуют какие-либо политические и, тем более, политико-идеологические вопросы. В нынешней обстановке это было бы даже смешным. Вместе с тем, именно политические вопросы и политическая дискуссия с идеологическими составляющими может стать выигрышной для любой группировки, участвующей в этой гонке за главным и не самым главным призом.
Нужно понимать, что если нынешние власти, действительно, намерены исключить наиболее жесткие методы проведения выборов и провести «чистые выборы», решающее слово останется за патриотами, для которых политика и идеология не пустые слова. Несмотря на запредельную маргинализацию общества, его структура в части политических предпочтений остается прежней.
Патриоты в численном меньшинстве, но в условиях продажности людей их роль может быть весомой. Поэтому, бороться нужно не за мелко-буржуазную сволочь, и не за продавшуюся с потрохами ереванскую «интеллигенцию», а за тех, кто действительно может сделать погоду на выборах.
Например, по карабахской теме создается впечатление, что эта проблема уже не актуальна, и обсуждать там нечего. Вместе с тем, хорошо бы развернуть дискуссию совершенно иного характера: сдаете или не сдаете; как сдаете, сразу или поэтапно; сдаете вместе с населением или без него; выводите войска или нет; возвращаете беженцев или нет; уничтожаете Нагорно-карабахскую республику (вместе с должностью президента) или нет; за какое время сдаете, за 6 месяцев, год или два года; будет ли референдум через 15 лет или нет; собираетесь ли воевать за Карабах, или уже нет.
Аналогичную схему обсуждения можно предложить по ряду других проблем. Если нынешние власти не предпочтут дискуссию такого рода, если не навяжут всем участникам политической гонки данные вопросы для подробного обсуждения, они не имеют никаких шансов на то, что называется легитимность.
Нужно понимать, что данная политическая дискуссия станет защитой для нашей страны от всевозможного внешнего давления и манипуляций. Позиция «посмотрим, как пройдут выборы, а с Карабахом и другими вопросами разберемся потом» должна стать проигрышной для всех. За это должны заплатить все и очень дорого. Заплатят, не сомневайтесь.
Игорь Мурадян
http://www.lragir.am