Спустя два года после показательного убийства Баку ограбил Новрузали Мамедова. Талышский ученый-лингвист и деятель национального движения, главный редактор газеты "Толыши сядо", заместитель председателя Талышского культурного центра в Баку - этих "преступлений" с лихвой достаточно для того, чтобы оказаться в числе врагов азербайджанского правительства, попасть на скамью подсудимых в суде по тяжким преступлениям, где и оказался Новрузали Мамедов. Сам ученый, однако, в своем последнем слове на суде более точно охарактеризовал ситуацию: "Я прекрасно понимаю, что меня судят за мое этническое происхождение, за то, что я талыш".
НОВРУЗАЛИ МАМЕДОВ БЫЛ АРЕСТОВАН 2 ФЕВРАЛЯ 2007 ГОДА. Выдвинутые против него "обвинения" можно было бы назвать смехотворными, если бы за ними не стояла трагедия всей семьи ученого, а по большому счету всего талышского народа. Ученый-лингвист был обвинен в "измене государству посредством помощи Ирану в его враждебной деятельности против Азербайджана". Выразилось это "преступление" в… "передаче спецслужбам Ирана информации, характеризующей профессиональные способности сотрудников газеты "Толыши сядо". Кроме того, в обвинительном заключении указывалось, что Н.Мамедов "обращался в международные организации со сведениями о нарушении прав талышей", чем "формировал отрицательный имидж Азербайджана". Следствие, а затем и суд посчитали, что целью этих обращений было стремление к созданию талышской автономии. Суд также обвинил Н.Мамедова в пропаганде спортсменов талышской национальности, обращении к Общественному телевидению Азербайджана с предложением создания передач на талышском языке и даже регистрации в Министерстве юстиции Азербайджана Талышского культурного центра и газеты "Толыши сядо".
Как легко заметить, простой перечень выдвинутых против Н.Мамедова обвинений является наглядным подтверждением того, что полумиллионное (по другим сведениям намного большее) талышское население Азербайджана лишено на своей исторической Родине любых национальных прав. Надо ли добавлять, что в абсолютно схожей ситуации находятся и остальные коренные народы Азербайджанской Республики - лезгины, аварцы, удины, цахуры, рутулы, крызы, хиналугцы и т.д.? Баку не только лишил все эти народы этнических прав, но и последовательно уничтожает их лидеров и активистов.
Вопрос о том, почему для показательного убийства талыша был избран Новрузали Мамедов, по сей день остается открытым. Ученый считался лояльным к существующей власти деятелем, а возглавляемую им газету "Толыши сядо" лишь с большой натяжкой можно было назвать талышской: подавляющее большинство материалов в ней публиковалось на языке закавказских турок – "азербайджанском". Скорее всего, это показательно-устрашающее судилище было призвано продемонстрировать талышскому народу незыблемость и жестокость власти в Азербайджане.
ОДНАКО ВЛАСТЬ ПРОСЧИТАЛАСЬ. ОКАЗАВШИЙСЯ НА СКАМЬЕ ПОДСУДИМЫХ НОВРУЗАЛИ МАМЕДОВ, поняв нависшую над ним смертельную опасность, неожиданно для многих проявил истинное мужество. В своем последнем слове он потребовал присудить себя к пожизненному заключению, поскольку потребованного прокурором наказания недостаточно для "преступления быть талышом". Таким образом, бакинский режим собственноручно вручил талышскому народу знамя борьбы.
Чтобы понять суть произошедших после вынесения приговора - 10 лет тюремного режима - трагических событий, надо знать менталитет турок, единственным политическим оружием которых является топор. Осознав, что "в деле" Н.Мамедова они проиграли, Алиев и его преступная клика взялись за методичное уничтожение всей семьи Новрузали Мамедова. Так, во время следствия сыновья Н.Мамедова – Камран и Эмиль – несколько раз похищались спецслужбами Азербайджана, подвергались избиениям и издевательствам в МНБ этой республики. 8 сентября 2007 года, ровно за три месяца до начала суда над отцом, не выдержав постоянных преследований и издевательств, скончался от инфаркта старший сын Н.Мамедова – Камран.
Младший, Эмиль Мамедов, 16 июля 2008 года был задержан полицейскими и содержался до суда – 7 октября 2008 года – под арестом. Суд приговорил его к одному году условного лишения свободы по стандартному для Азербайджана обвинению политических оппонентов – хранение наркотиков. 30 октября того же года Эмиль Мамедов был похищен предъявившими удостоверения сотрудников МНБ Азербайджана людьми и вывезен за пределы Баку, где подвергся жесточайшему избиению. Потерявшего сознание Эмиля оставили на пустынной дороге.
Сам Н.Мамедов был убит в тюрьме 17 августа 2009 года. О том, что это было именно убийство, свидетельствуют многочисленные требования поместить больного ученого в больницу. Однако арестованный был госпитализирован лишь за 18 дней до своей смерти, при этом, как отмечал комитет защиты прав Н. Мамедова, "медицинская помощь ученому не оказывается, его содержат в антисанитарных условиях, не выдают даже постель". Беспокойство состоянием здоровья Новрузали Мамедова выражали комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммерберг и Международная амнистия, призвавшая азербайджанские власти гарантировать ученому необходимое лечение, "желательно в гражданской больнице".
НЕЗАДОЛГО ДО СМЕРТИ МАМЕДОВА ПОСЕТИЛА СПЕЦПРЕДСТАВИТЕЛЬ СОВЕТА ЕВРОПЫ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ Вероника Котек, которая, отметив тяжелое состояние здоровья ученого, а также невыносимые условия его содержания, предложила пригласить для консультации по линии СЕ европейского специалиста-врача. Полученный ею официальный ответ – "Это не предусмотрено законодательными актами Азербайджанской Республики" – невозможно воспринять иначе, как объявление смертного приговора. Приговора, вынесенного всей семье Мамедова.
Через сорок дней после смерти ученого возвращающаяся с кладбища машина, в которой находились его жена и младший сын, была протаранена грузовым автомобилем. По счастливому стечению обстоятельств, оба отделались ушибами и травмами. Однако на этом злоключения несчастной семьи не закончились. Мамедовы постоянно подвергались преследованиям, к ним регулярно наведывались с угрозами сотрудники МНБ, третировали сына и вдову покойного. Лишенная возможности работать и средств к существованию и пытаясь немного подработать, семья Н.Мамедова дважды обменивала квартиру на меньшую по размерам.
13 апреля 2011 года, не выдержав психологического стресса, Эмиль Мамедов выехал в Москву, где спустя три дня скончался. Таким образом, клика Алиева убила как самого Новрузали Мамедова, так и его двух сыновей – Камрана и Эмиля. Наивно, однако, было бы считать, что уничтожив отца и сыновей, бакинский режим успокоился. Алиеву с подельниками необходимо продемонстрировать талышам в частности и коренным народам республики в целом, что они способны преследовать политических оппонентов и после смерти. Несмотря на то, что потерявшая всю семью тяжело больная вдова Новрузали Мамедова Марьям ныне пребывает в Москве под присмотром Верховного комиссариата ООН по правам человека, в Азербайджане взялись за исполнение решения суда трехлетней давности по конфискации имущества скончавшегося 2 года назад в тюремном заключении Н.Мамедова.
КАК СТАЛО ИЗВЕСТНО, 17 ДЕКАБРЯ В ПРИНАДЛЕЖАЩУЮ ВДОВЕ УЧЕНОГО КВАРТИРУ нагрянули судебные приставы, конфисковавшие оцененный в 40 манат (примерно $50) компьютерный стол, 4 стула (150 манат), ковер (200 манат). В квартире остались всего один стол, оцененный в 60 манат, и телевизор (100 манат), изъятие которых приставы с иезуитской жестокостью отложили на несколько дней. Замечу, что после ареста Н.Мамедова государство отказалось выдать его наследникам принадлежащие перу ученого записи и научные изыскания. Также следует отметить, что, согласно сообщению его адвоката, жалоба по делу находится в производстве Страсбургского суда.
Уничтожение всей семьи Новрузали Мамедова алиевским режимом, несомненно, преследует цель устрашения жителей Азербайджана талышской национальности. Думается, однако, что И. Алиев просчитался. Талыши обладают многотысячелетней историей, полной примеров мужественной борьбы за свою свободу. Не случайно закавказские турки пытаются присвоить одного из культовых героев талышского народа, ставшего символом мужества и свободы - Бабека. Репрессиями и убийствами талышский народ не запугать.
Наглое и циничное поведение убийц не способно сломить волю народа. Тому свидетельством слова, сказанные в Баку на суде над Н. Мамедовым лидером Движения за возрождения Талыша Фармони Фахраддином Абосзода: "Талышская автономия - моя цель в жизни и самая большая мечта". Эта цель обязательно претворится, ибо гибель каждого патриота всегда оборачивается рождением новых сотен последователей.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, "Голос Армении"