Итак, 2012-й год, наконец, окончательно утвердился на планете. В понедельник – 23 января в свои права вступил Год Черного Водяного Дракона, как величается нынешний год по китайскому гороскопу. И поклонники восточной символики могут позволить себе еще один новогодний праздник. Ведь его отмечают не только китайцы – сегодня празднуют и по григорианскому календарю, и по юлианскому, а еще, говорят, и по лунному. Чем и заняты в эти дни многие земляне. Так что вынесенное в заголовок поздравление, думается, вовсе не выглядит анахронизмом.
Дракон, покровительствующий наступившему 2012 году,- это символ, в трактовке которого, если немного перефразировать Редьярда Киплинга, Запад и Восток не сойдутся никогда. Но, как говорится, нет ни Востока, ни Запада, когда речь заходит об извечной надежде человека на счастье…
Справка:
2012 год — год Дракона. Китайское название Дракона: Лун. Дракон – 5-й знак китайского Зодиака. Соответствующий знак западного Зодиака: Весы. Элемент: дерево. Полярность: положительная.
Год Дракона вступил в свои права 23 января 2012 г. и завершится 09.02.2013 г.
Время суток под управлением Дракона: от 7:00 до 9:00.
Дракон является символом годов: 1940, 1952, 1964, 1976, 1988, 2000, 2012, 2024, и так далее.
Космический элемент года — вода, цвет — чёрный. Это всесокрушающая первобытная стихия потока воды. Это цвет глубины вод, цивилизации древнейших племен монголо-тюркского корня, пришедших в Евразию с Востока. И символ года несет людям решительные, но не всегда желанные перемены. Надо, значит, готовиться по мере возможностей.
Историки до сих пор спорят, как у разных народов, живших в разных регионах Земли и никогда не встречавшихся друг с другом, появились похожие характеристики драконов. Некоторые полагают, что прообразом дракона могли быть динозавры. Хотя где наши предки могли видеть динозавров или хотя бы их изображения? А может, все-таки были такие контакты? Открывается новая волнующая тема…
Что олицетворяет собой Дракон – добро или зло? Единства в этом вопросе как не было, так и нет. К примеру, в славянском фольклоре дракон олицетворяет собой зло. Змей Горыныч, Тугарин – враг людей, похититель женщин, вообще личность нехорошая. Но вместе с тем его описания в сказках, как правило, вызывают не столько страх, сколько смех: голова – как пивная бочка, лапы – как грабли, глаза – как блюдища, летает с грохотом и скрежетом. На фоне такого нелепого врага герой , конечно, выглядит молодцеватее и краше. В средневековой Европе дракон – символ дьявола; он пожирает грешников (причем с головы), отравляет источники воды, подстерегает неразумных юношей, взбирающихся по лестнице в небеса или отведывающих плод с древа жизни.
Драконы весьма существенно присутствуют и в армянской мифологии. Это вишапы. Связанные со стихиями огня и воздуха, они отвечают за грозовые бури, облака, смерчи. Считается, что, когда дракон стрелой взлетает небо, начинаются разрушительные ураганы. Впрочем, как и другие драконы, вишапы имеют также отношение к воде и земле, и потому живут они не только в небе и облаках, но также на дне больших озер и высоко в горах, в пещерах. “Озерные” вишапы ведут себя вполне типично для водных змеев – охраняют водные источники и распоряжаются ими по собственному усмотрению. Кроме того, они заставляют людей приносить им в жертву девушек. Горные вишапы любили селиться на горе Арарат. К примеру, в эпосе “Випасанк” говорится о потомках вишапов – вишапазунках, живущих у подножия Арарата. А на вершине горы живет царь змей с драгоценным камнем на голове. Раз в семь лет змеи приползают к своему царю на поклон.
Конечно, раз есть дракон, с ним надо бороться. Например, в Индии с ними сражался бог грозы и молнии Индра, в Скандинавии – Тор. Нашим драконоборцем был бог Ваагн – огненный юноша, властелин света. Это он в страшной битве победил злобного Вишапа, прогнав его во тьму. С принятием христианства миссия драконоборца перешла к архангелу Гавриилу. Предводительствуемые им ангелы сражаются с вишапами – впрочем, их уже стали называть демонами – во время грозы, не позволяя тем проглотить солнце. Пламенеющие грозовые тучи – это огненные тела вишапов, гром – их крик, а молнии – стрелы Гавриила (по другой версии, это посохи ангелов). Ангельское воинство побеждает драконов, поднимает их к самому солнцу, и там-то они не выдерживают солнечного жара и сгорают. На землю тогда сыплется пепел. Вот такое любопытное сочетание христианских и языческих мифов.
Имеется предание о храбрых воинах Санасаре и Багдасаре. Как-то они решили полюбоваться на некий Зеленый город, славившийся богатством и благоденствием. Сказано – сделано, пришли они туда, но увидели не богатый город, а выжженный и безводный край. Стали выяснять Санасар и Багдасар, что же тут случилось, и встречная старуха рассказала им, что когда-то здесь повсюду были вода и зелень, за то и город Зеленым назвали, но вот однажды явился вишап, запрудил ключ на горе и не дает воде течь к городу. Местный люд дракона, разумеется, боялся, и не только не осмеливался за водой ходить, но еще и девушек отдавал ему на корм, в обмен на небольшие порции воды с барского драконьего плеча.
И вот Санасар и Багдасар дождались, когда настанет черед следующей девушки быть принесенной в жертву дракону за воду. Отправились они с ней вместе, стали поджидать ворога. Вишап не замедлил явиться: прогремел гром, и увидели воины, что к ним подходит огромный дракон – “буйволу вровень его высота, и длиною в пять буйволов он”. Дракон не испугался воинов, а только обрадовался: вот, мол не только завтрак принесли, но еще обед и ужин сами пожаловали. Но воины не собирались становиться пищей, а взяли и убили вишапа. И девушка спасена, и родник открылся. С тех пор люди могли спокойно идти за водой и жить себе припеваючи.
У армян есть и своя птица-драконоборец. Это аист. Арагилы (так называют аистов армяне) защищают поля земледельцев и уничтожают змей. Интересная деталь: аисты могут обращаться в людей. А перья они надевают и в птиц обращаются как раз для того, чтобы бороться со змеями. В своем пернатом облике они также олицетворяют солнце. Армяне почитали аистов как священных птиц и хоронили погибших как людей.
И все же Дракон китайского зодиака – это не шварцевский монстр, с которым непременно надо расправиться (напомню снятый по мотивам пьесы Евгения Шварца “Дракон” фильм Марка Захарова “Убить дракона”, главную роль в котором блистательно сыграл Олег Янковский). С ним надо держаться дружественно. Тогда и он откликнется взаимным благорасположением. Не случайно ведь в Китае дракон – это, в первую очередь, символ добра. Независимо от года, там ему воздают почести – специальным коллективным танцем, гонками на “драконьих” лодках. В суперсовременном Гонконге при строительстве небоскребов в здании обязательно предусматривается отверстие или щель: чтобы дракон мог спуститься с горы и напиться воды. Дракон – один из самых распространенных мотивов в китайском изобразительном искусстве. Ведь он соединяет небо с землею, тем самым олицетворяя гармонию. Его изображение, преподнесенное в дар, равноценно пожеланию равновесия – в семье, в государстве, в народе, во Вселенной… Весьма популярно парное изображение двух драконов, играющих пламенеющей жемчужиной, которая олицетворяет напряженную активность космических сил. Это гарантирует урожай в полях и благоденствие в государстве.
Не будем забывать и о том, что Дракон символизирует один из знаков китайского гороскопа. В нынешнем году пришел черед Дракона цвета сюань. А вовсе, кстати, не черного, как толкуется в расхожих формулировках. Этот оттенок кажется черным только непосвященному. Дело в том, что цвет сюань получался посредством ритуального окрашивания: на ткань несколько раз наносили черную краску, а затем – красную. Черный, конечно, закрашивал красный. Но ритуал есть ритуал. Ибо черный с красным – это цвет неба. И все понимали: где-то там, под черной краской, прячется алый – цвет огня и тепла. А значит, надежда сохраняется, и за холодной зимой всегда придет весна. Где бы вы ни жили, и в какого бы дракона ни верили.
Ашот Гарегинян