22 января этого года исполнилось 100 лет со дня рождения государственного деятеля Советской Армении, первого министра строительства Михаила Никитича Саруханяна, чья трудовая деятельность была направлена на развитие цветной металлургии и становление строительной индустрии в Армении.
Познав все ужасы Геноцида, семья Саруханянов бежала из Карса по эту сторону Аракса, поселившись в селе Гегеуш Спитакского района. Затем в надежде дать сыну образование Саруханяны переезжают в Тбилиси, где мальчик поступает в школу.
После школы из-за тяжелого материального положения М.Саруханян переезжает в Ереван, поступает на работу в Коммунальный банк и параллельно учится в Ереванском политехническом институте. Заниматься приходилось после работы. Часто засиживался допоздна, оставаясь ночевать в банке. Однажды спящего за письменным столом застает управляющий банка Мелик Дадаян. Выяснив причину, он предлагает стипендию, равную зарплате, но при условии, что тот будет учиться на экономиста или финансиста. Саруханян объясняет свой отказ приверженностью к техническим знаниям. Спустя несколько дней Дадаян, желая помочь юноше, заходит с ним к председателю Совета Министров Армении Сааку Тер-Габриеляну.
С.Тер-Габриелян признается, что республика нуждается в горняках, и содействует поступлению Саруханяна на горный факультет Закавказского политехнического института с предоставлением стипендии. В конце беседы председатель предупреждает: "Знай, сынок, что после института ты должен работать на наших медных рудниках".
В 1938 году, завершив учебу, Саруханян направляется на работу в Донбасс. А обещание, данное руководителю правительства, он сдержал спустя 12 лет, когда решением союзного правительства после восстановления Усть-Умальтинских медно-молибденовых рудников в 1944 году из Сибири был переведен в Армению для подъема цветной металлургии и строительства молибденового комбината в Каджаране.
Первым в строй вступил алюминиевый завод (КанАЗ) в Ереване. С его пуском связана интересная история. Было это в 1948 году, когда два министерства - цветной и черной металлургии - были объединены в одно Министерство металлургической промышленности, которое возглавлял Иван Тевосян. М.Н.Саруханян едет в Москву для доклада министру о положении дел на строящемся заводе. Тевосян внимательно слушает Саруханяна, дает поручение подготовить приказ о решении всех поднятых вопросов, затем, улыбаясь, спрашивает: "А теперь скажите, когда сдаете завод?". Ввод КанАЗа был запланирован в четвертом квартале 1948 года. Саруханян понял, что утвержденные сроки министра не устраивают. После паузы он ответил: "Если поможете - сдадим в третьем квартале". Тевосян засмеялся и спросил: "Разве я не все вопросы решил? Я вижу, вы опытный руководитель. Не исключено, что возникнут новые вопросы. Мы их тоже решим. А теперь мои условия: завод должен быть готов 10 июня – в день открытия сессии Верховного Совета, о чем вы телеграфируете сессии. О третьем квартале речи быть не может".
Саруханян отлично знал объем оставшихся работ, предстоящие трудности, но все происходящее, особенно стиль работы министра, его покорили. Помолчав, он ответил: "Хорошо, пусть будет так, только с условием: в чем мы будем нуждаться, сообщаем вам по телефону, а Москва обеспечивает поставку самолетами". Тевосян опять засмеялся и, протянув руку, сказал: "Держим пари". Условие сдержали обе стороны, завод был досрочно введен за два дня до начала сессии. За КанАЗом последовал пуск медно-молибденовых комбинатов в Каджаране, Дастакерте, Агараке.
В 1954 году руководство Армении поручает М.Саруханяну создать Министерство городского и сельского строительства. Он становится первым министром строительства Армении, объединив в один коллектив знающих и передовых специалистов тех лет – С.Шахназаряна, Г.Канецяна, Л.Ерзинкяна., К.Акопяна и других, которые, как и он, были нацелены на индустриализацию строительного производства.
Первым шагом в этой программе стала организация проектного института, для открытия которого Саруханян дошел до министра финансов СССР А.Г.Зверева и добился основания института "Армгоспроект". М.Н.Саруханян нашел поддержку и в Министерстве строительства СССР в лице министра И.Казюли. В Армению стали поступать первые башенные краны, началось строительство комбината столярных изделий, железобетонных полигонов, в последующем переросших в заводы железобетонных конструкций. Индустриализации способствовала поддержка первого заместителя начальника "Главмосстроя" Этмекджяна.
Показатель внедрения железобетона на 1 миллион рублей строймонтажных работ достиг уровня 250 кубометров. В союзном министерстве даже стали подшучивать, что в алфавите первая буква была и остается "А", намекая, что Армения по индустриализации строительства занимает первое место во всей системе.
Позднее, в 1960 году, в связи с предстоящим визитом Н.С.Хрущева в Ереван на 40-летие Советской Армении, предстояло принять самолет ИЛ-18. Действующий аэропорт "Южный" в Ереване не располагал требуемой взлетно-посадочной полосой. Встал вопрос строительства за оставшиеся шесть месяцев нового аэропорта – при полном отсутствии материалов и соответствующей техники. Составив перечень всего необходимого, с письмом председателя Совмина А.Е.Кочиняна на имя председателя Госплана СССР Новикова Саруханян вылетает в Москву. Новиков вопрос материального обеспечения строительства решает с трудом, а по необходимой технике ограничивается лишь справкой: все 10 бетоноукладчиков производства 1960 года переданы Министерству обороны.
Саруханян понимал, что возвратиться в Ереван без бетоноукладчика – значит сорвать строительство. И он через Постоянное представительство Армении в Москве связывается с маршалом И.Х.Баграмяном. Тот, выслушав, говорит: "Вы оставайтесь на месте, я вам позвоню и скажу, откуда и как можно получить бетоноукладчик". Не прошло и получаса, как позвонил начальник Главного управления строительства военных аэродромов. Он сообщил, что может предложить только бетоноукладчик, полученный из капитального ремонта. Потом добавил, что готов выделить бригаду из 20 человек для доставки бетоноукладчика в Ереван и обучения местных строителей.
20 ноября 1960 года личный самолет Н.С.Хрущева осуществил пробный полет Москва-Ереван с приземлением на новой полосе Паракарского аэропорта. Члены Государственной приемной комиссии высоко оценили качество строймонтажных работ, подчеркнув, что в СССР за столь короткое время еще не строился аэропорт такого класса.
За годы работы М.Н.Саруханяна министром строительства (1954-1961) большой размах получило и жилищное строительство в Армении, в особенности в Ереване. Стали застраиваться Арабкир, Зейтун, появились жилые массивы Ачапняк, Нор Норк, Чарбах. Был построен курорт Джермук и стала функционировать телебашня. Всего не перечислишь.
В последующем М.Саруханян перешел на дипломатическую работу. Работал в двух африканских странах – Сомали (1962-1964) и Уганде (1965-1966) в качестве экономического советника Посольства СССР.
В 1966 году вновь стало работать Министерство цветной металлургии. Министр П.Ф.Ломако снова возглавил ведомство и принялся собирать старые кадры. Так была прервана дипломатическая карьера М.Саруханяна. Он вернулся в Армению, где возглавил Управление цветной металлургии при Совете Министров Армении, проработав в этой должности до конца 1974 года.
Заслуги талантливого строителя и горняка, его большой вклад в отечественную строительную и горно-металлургическую отрасли помнят и высоко ценят и сегодня. Сделанное им стало частью нашей истории.
В.ВАРДАНЯН, министр градостроительства
"Голос Армении"