Три года назад, 19 февраля 2009 года, ушел из жизни Армен АХНАЗАРЯН, всецело посвятивший себя судьбе памятников армянского зодчества. Любовь и почтение к культуре и истории, так щедро представленным армянским народом на исторической родине, побудили Армена Ахназаряна собирать по крупицам все, что еще можно было найти, сфотографировать, описать в Западной Армении. Это подвигло Армена Ахназаряна создать в 1969 году в Аахене (Германия) организацию "Исследование армянской архитектуры" (ИАА). 160 научных экспедиций, предпринятых им, имели целью посетить места, где еще сохранялись какие-то памятники истории и культуры. С 1998г. работа была продолжена совместными усилиями с Ереванским филиалом, который возглавляет Самвел Карапетян.
Доктор Ахназарян был яростным защитником наследия армянского народа. Беседы с ним доставляли необыкновенное удовольствие. Когда я искала материал для написания статьи об одной из христианских реликвий – дощечке с надписью "Иисус Назорей, Царь Иудейский", хранившейся до ХVI века в Такавориванке села Такавори гюх области Камах, а позже в церкви Родосто, - Армен Ахназарян пришел мне на помощь своими советами, знаниями, материалами. Тогда же мы много говорили об области Камах, и он считал, что ее необходимо представить нашим читателям полностью. Я горячо поддержала эту мысль: в этой области еще в эллинистический период находились знаменитые храмы, в которых жрецы записывали "Храмовые истории". Там находилась усыпальница армянских царей Аршакуни, разоренная и знаменитая династическая сокровищница, разграбленная в 60-е годы IV века персидскими воинами, и многое другое, что всегда представляло культурные и духовные ценности армянского народа. В христианский период эта область находилась под пристальным вниманием Григория Лусаворича и царя Трдата III, где, кстати, они и были погребены.
И вот ныне, когда нет с нами Армена Ахназаряна, думается, лучшим, что можно сделать в память о нем, – посвятить ему статью, содержанию которой он придавал значение и хотел поделиться с читателями "ГА". В этой статье нашли отражение многие заметки и исследования Армена Ахназаряна, его советы и пожелания.
Камах и его агломерация
БАССЕЙН ОБЛАСТИ КАМАХ занимает долину реки Евфрат между Ерзинджанским ущельем и ущельем Илич. На небольшом участке она граничит с областью Даранали, отмеченной Ананием Ширакаци, и современной областью Камах (Ерзинджан). В 1514 году область Даранали-Камах была окончательно включена в состав Оттоманской империи и в ХVII-ХVIII вв. была ареной ряда восстаний джелалиев. По правому берегу реки Евфрат расположены многочисленные соляные копи, давшие название "Даранали" (даран – резервуар + али – соль)
Город Камах расположен на просторной равнине Евфрата. Известно, что Камах был столицей государства Хайаса (1400-1200 до н.э.). В античные времена город был известен под названием Ани – Камах. Он упоминается впервые в 190 году до н. э., когда царь Арташес поместил там статуи богов, захваченные в Греции. Тигран Великий около 80г. до н.э. воздвиг на этом месте храм Арамазда (Зевса). Известны два великих жреца этого храма – Олимпиос Анийский, автор "Храмовых историй", а также Мажан. Город, ставший пантеоном царей Армении, был разрушен персами в 364 году.
Оказавшись в составе Оттоманской империи, город потерял свое прежнее значение. Его стали покидать христиане – армяне и греки. Ныне Камах является главным городом одной из областей провинции Ерзинк.
Цитадель расположена на холме, который занимает доминирующее положение над восточной частью ущелья реки Евфрат по левому берегу. С севера и с запада холм омывают воды реки Танасур. Внутри крепости ничего нет, сохранилась лишь часть стен и оснований башен.
В самом городе находились две церкви, бесследно исчезнувшие – церковь Святого Карапета (Циранавор – Порфироносная) и церковь Богородицы Ехнабер Аствацацин – Божия Матерь Мироносица на берегу Евфрата, которая представляла собой двухкупольное сооружение из красного камня.
Город Камах был окружен множеством предместий с церквами и монастырями. Предместье Тачдиби, ныне покинуто жителями. Здесь, на скале, находился монастырь Святого Архангела (Сурб Хрештакапет). От него сохранились лишь обломки и части разрушенной церкви. История церкви Святого Архангела неизвестна, хотя еще в начале ХХ века полуразрушенная и покинутая являлась местом паломничества.
Предместье Садж расположено в трех километрах севернее Камаха на левом берегу реки Манек. Здесь стояли церковь Святой Богородицы (древнее сооружение) и собор Святого Степаноса Первомученика, единственное свидетельство о которых сохранилось лишь в одной рукописи 1413 года (Мат.,рук. №1317).
В 23 километрах на северо-восток от Камаха, на южном склоне Керз Дачи, расположено предместье Арегак, где стоял собор Сурб Ншан – Покрериванк. Два селения, принадлежавшие собору, в конце ХIХ века были захвачены курдами. Ныне там можно увидеть церковь без внутренних стен, окруженную несколькими домами.
В 6 километрах к юго-востоку от Камаха, на возвышенной долине реки Танасир, находится предместье Чинариг, где в 1439 году был построен собор Святой Богоматери. Историк Григор Даранагци в течение семи лет (1590-1597) учился в этом великолепном монастыре. Там же умер настоятель Агванка вардапет Вардан. Сегодня об этом соборе можно сказать - бесследно исчезнувший.
В 8 километрах к северо-востоку от Камаха находится предместье Хазарк. Все, что осталось – это церковь Святой Богородицы древней постройки, полностью перестроенная и превращенная в мечеть, и средневековый собор Святого Ильи, разрушенный и покинутый.
Название "Багарич" имеет древнего происхождения; в нем отражено время, когда в городе были сосредоточены все идолы языческой Армении, и потому название буквально означает: баг - идол + арич - местность. В предместье Багариче были три церкви – церковь Святого Акопа (Иакова), однонефное трехабсидное древнее сооружение, расположенное на въезде в Багарич по правую сторону дороги; церковь Святой Богородицы в самом городе - древнее сооружение, воздвигнутое, предположительно, на месте руин языческого храма. В 1979 году ее превратили в мечеть.
В 3 километрах к востоку от Хакбилира находится предместье Средний Багарич, где сохранилась всего лишь одна церковь древней постройки во имя Святого Георгия. Церковь в очень плохом состоянии.
В Малом Багариче сохранились две церкви: древняя церковь Богоматери (1445г.), в 1982 году превращенная в мечеть, и церковь Святого Саргиса, о времени и обстоятельствах сооружения которой сведения не сохранились.
В 10 км к востоку от Камаха на равнине у горы Мунзур находится Холуз, где стоит церковь Святой Матери Божией древней постройки.
Верхний и Нижний Икдик лежат в 20 км к северо-западу от Камаха. Ныне это центр района Бозоглак области Камах. Здесь находятся церковь Святой Богородицы древней постройки, а также собор Святого Афиногена, сооруженный Святым Григорием Просветителем (Лусаворич), что подтверждается и источниками ХVII века.
В 6 км к северо-западу от Камаха располагалась церковь Святой Богородицы древней постройки и три собора – Богородицы, исполняющей просьбы (Хнтракатар), Сурб Аствацацин; Сурб Анаркатаванк. В XVII веке служба здесь шла по греческому обряду. Вблизи от монастыря жили армяне-халкедониты. Даже будучи покинут, он продолжал оставаться местом паломничества. Недалеко находился и собор Святого Сергия древней постройки.
В 9 км к западу от Камаха, на одной из террас правого берега реки Евфрат, рядом с местечком Урп располагался соборный комплекс Сурб Тикин (Святая Госпожа), от которого сохранилась лишь древняя церковь, где отсутствует юго-западная часть... Собор Святого Георгия, еще с конца ХIХ века пребывавший в плачевном состоянии, ныне полностью исчез.
Святому Григорию Лусаворичу был построен монастырь Варденацоцванк. Свидетельства о нем сохранились в двух колофонах (памятных записях) второй половины ХV века (1469 и 1476гг.). В ХVII веке он еще действовал. Церковь Святого Степаноса Первомученика, где хранились его мощи, имеет археологические описания.
В 12 км к юго-западу от Камаха на террасе по правому берегу реки Евфрат в предместье Такавори гюх (Васли) находится собор Тагавориванк, в котором до ХVI века хранилась важная христианская святыня – табличка с надписью, сделанной рукой Понтия Пилата: "Иисус Назорей, Царь иудеев", - которую армяне, переселяясь, взяли с собой в Родосто, как и красивый каменный фонтан, украшавший собор.
В 11 км западнее Камаха, на правом берегу реки Зекри-Дере, притоке Евфрата, в местечке Закари стояли три очень древние церкви – Святой Богородицы, Святого Акопа и Святого Саргиса, от которых не осталось ни следа.
Вот такая печальная судьба постигла Камах - этот некогда, оживленный регион, в котором армяне тысячелетия назад вели активную строительную деятельность, культурную жизнь. Регион, который полностью прошел Армен Ахназарян, печально взирая на дорогие сердцу руины, в былые времена исполненные созидательного труда и мирной жизни армянского народа.
Могут ли Святыни молчать… Конечно – нет! Ведь и руины, и каждый камень так красноречиво говорят о времени и людях…
Мэри ЧОЛАКЯН, "Голос Армении"