Во время недавнего визита в Армению, генеральный директор государственной корпорации «Росатом» Сергей Кириенко по итогам переговоров в Ереване дал интервью ряду российских и армянских СМИ, в том числе агентству ИТАР-ТАСС.
Каким будет участие России в строительстве нового атомного энергоблока, его дальнейшей эксплуатации и, вообще, в развитии атомной энергетики в Армении?
Я специально побывал на Армянской АЭС, посмотрел работу действующего энергоблока, посмотрел дополнительные меры безопасности, которые предприняты на станции. В первую очередь, хочу сказать, что здесь, в Армении, на Мецаморской АЭС, - очень профессиональный коллектив, очень компетентные специалисты, и я высоко оцениваю ту работу, которую они проводят и по эксплуатации, и по повышению безопасности АЭС.
К вашему вопросу о том, кто должен эксплуатировать новую АЭС. У меня нет никаких сомнений: с учетом такого высокопрофессионального коллектива специалистов Армянской АЭС, я не вижу необходимости участия России в управлении этой станцией. Управлять АЭС, эксплуатировать ее, конечно, должна управляющая компания Мецаморской атомной станции.
С точки зрения сооружения новой АЭС и участия в нем России. Во-первых, мы уже давно договорились, что, как и на действующем энергоблоке АЭС, так и на новом будет применена российская технология водо-водяных реакторов /ВВЭР/. Это современная технология. Другой вопрос, что мы предлагаем строить уже блоки самого последнего поколения - это поколение "Три плюс", это блоки, которые мы строим сегодня в России и строим во всех странах мира. Это энергоблоки, прошедшие соответствующую проверку и по требованиям Евросоюза /они сертифицированы по требованиям EURа/.
После аварии на АЭС в Фукусиме /Япония/, появилось такое понятие, как "постфукусимские" требования безопасности. Можно смело говорить, что современные российские атомные энергоблоки - единственные в мире, которые соответствуют всем "постфукусимским" требованиям безопасности.
Как это считается? К примеру, если такой энергоблок попал бы в точку Фукусимы в момент максимального землетрясения и максимального цунами, он бы сохранил безопасность?
По нашим блокам ответ будет "да": даже если бы они оказались в момент землетрясения и цунами на месте Фукусимы, ничего бы не произошло. Причем, что важно: у нас такие проекты не на бумаге /на бумаге их сегодня создали во многих странах мира/, а у нас они уже построены. Это уже реализованные проекты - то, что в атомной энергетике называется референтностью, когда надежность проверяется не обещаниями,опытом эксплуатации.
Поэтому мы предлагаем для сооружения новой АЭС в Армении современную российскую технологию - проект "ВВЭР-ТОИ". Создана совместная компания "Мецаморатомэнерго", в которой сегодня 50 проц принадлежит правительству Армении, а 50 проц - "Росатому". Мы исходим из того, что эта компания должна сейчас вести всю подготовительную работу. Подготовлена площадка, начинаются работы по изысканию на этой площадке. Естественно, что сейчас основная задача - обоснование безопасности, обоснование воздействия на окружающую среду, то есть гарантии экологической безопасности. Это большая, серьезная работа, наши проектные институты готовы будут в этом участвовать.
Сейчас формируется финансовая модель сооружения АЭС. С очевидностью можно сказать, что основные инвестиции - правительства Армении, поскольку АЭС находится в Армении, и контроль за ней должен быть в руках правительства Армении. Но мы обсуждаем возможность инвестиций и с российской стороны, рассматриваем возможность часть финансирования на сооружения этой станции внести с российской стороны.
Ранее российская сторона говорила, что готова профинансировать более 20 проц строительства нового энергоблока. Сохраняется ли эта пропорция и готовы ли ее изменить? Когда вы приступите к строительству?
Сегодня по планам правительства Армении новая АЭС должна быть закончена не позже, чем к 2020 году. Пока еще у нас неплохой запас по времени, поскольку срок сооружения со всеми подготовительными работами - это порядка 6 лет /я рассказываю, как я сейчас вижу эту работу/. Это означает, что в этом году должны быть проделаны все подготовительные работы, очень важно закончить работу по сейсмике на площадке АЭС.
Место для Мецаморской АЭС когда-то было выбрано гениально. Там очень хорошая монолитная плита - это идеальное место, поэтому станция и выдержала страшное землетрясение /разрушительное землетрясение 1988 года - прим.корр.ИТАР-ТАСС/, и выдержала в очень спокойном режиме.
Тем не менее, прошло время, сегодня больше знаний. Поэтому сегодня мы должны заново провести эти исследования вместе с нашими коллегами в Армении. Надо сделать еще раз обоснование воздействия на окружающую среду, провести общественные слушания. Я знаю, что правительство Армении абсолютно добросовестно реализовывает свои обязательства по международной конвенции, известив всех соседей и проводятся соответствующие слушания и представления аргументов соседним странам. Это важная работа текущего года.
Думаю, было бы хорошо на следующий год начинать заказывать оборудование, и, на мой взгляд, 2014-й вполне приемлем как год начала работ на самой площадке, собственно начала работ по подготовке фундамента. То, что я вам рассказал, - это не еще согласованный график, а просто мысли о том, как это могло бы быть организовано.
С точки зрения доли финансирования, да, мы, действительно, мы изначально говорили, что готовы вкладывать 20-25 проц, можем обсуждать варианты и больше. Моя точка зрения - что контроль за такой станцией должен быть в руках правительства Армении. Это значит, что 50 проц плюс 1 акция всегда должны быть в руках правительства Армении.
Мы готовы обсуждать свои вложения в большем объеме, чем 20 или 25 проц, но это уже предмет соответствующих переговоров по условиям финансирования. Но это возможно, мы готовы это обсуждать.
Что нового с поиском урановых месторождений на территории Армении?
Можно бы найти месторождений и побольше - тут всегда сложно быть удовлетворенным. В Армении есть интересные месторождения урана, есть интересные перспективы, однако это требует дополнительного изучения, дополнительной разведки.
Я поддерживаю подход правительства Армении, которое сейчас очень бережно и тщательно относится к обсуждению таких проектов с людьми, живущими по соседству с этими месторождениями. Я очень хорошо понимаю, что люди требуют абсолютных гарантий отсутствия воздействия на экологию, безопасности для них. Это требует серьезных дискуссий и представления доказательств, более того, понимаем, что возможны случаи, когда эти доказательства не удовлетворят, что ни рассказывай. Такое тоже бывает: люди издавна жили на этой земле, и они говорят: "Вы нам что хотите рассказывайте, а мы хотим, чтобы все осталось, как было". Такое тоже возможно.
Поэтому допускаю, что не все из потенциально найденных на территории Армении месторождений могут быть промышленно использованы, поскольку можем столкнуться с возражениями людей, которые там живут. Это нормально. Поэтому можно будет продолжать поиск. Для нас важно, и мы договорились о том, что эта совместная /российско-армянская геологоразведочная/ компания, которая занималась разведкой урановых месторождений, будет заниматься не только разведкой по урановым месторождениям, но и по другим смежным полезным ископаемым - редкоземельным металлам и так далее. Вот это важно: тогда будет обеспечена устойчивость, долгосрочная целесообразность в работе этой компании.
***
Отметим, что во время визита в Армению, президент Серж Саргсян вручил главе "Росатома" Сергею Кириенко орден Почета. Этой государственной награды Армении генеральный директор государственной корпорации удостоен указом руководителя республики от 21 октября прошлого года "за значительный вклад в дело упрочения и развития сотрудничества между Республикой Армения и Российской Федерацией в экономической сфере".
На встрече Саргсяна и Кириенко было констатировано динамичное развитие российско-армянского экономического сотрудничества, подчеркнули значение взаимодействия, в особенности, в сфере энергетики, включая участие российской стороны в проектировании и строительстве нового энергоблока Армянской АЭС. Саргсян отметил, что строительство нового энергоблока Армянской АЭС с участием российских специалистов и с применений российских технологий "может стать одной из крупных программ экономического сотрудничества между двумя странами".
Введенная в эксплуатацию в 1979 году, Армянская АЭС была остановлена в 1989 году после разрушительного землетрясения. В 1996 году ее расконсервировали при участии российских специалистов, и возобновилась промышленная эксплуатация ее второго энергоблока. Станция обеспечивает примерно 40 проц всей вырабатываемой в Армении электроэнергии. Между тем, ЕС добивается закрытия АЭС, расположенной в 40 км к западу от Еревана, у поселка Мецамор. Власти Армении заявляют, что закрытие станции возможно лишь при наличии альтернативных источников электроэнергии и интенсивно работают над проектированием и поисками источников финансирования нового энергоблока. В этой связи принято здесь принято решение о строительстве нового энергоблока АЭС.
Тигран Лилоян (ИТАР-ТАСС, Ереван)
ARMENIA Today