Невозможно не обратить внимание на то, что на протяжении длительного времени (примерно с 1995 по 2011 годов) США практически не пытались предъявить Армении претензии относительно развития отношений с Ираном.
Американцев интересовал ряд вопросов по армяно-иранским отношениям специального свойства, и они решили эти вопросы без какого-либо ущерба для Армении. Более того, видимо, США были в определенной мере заинтересованы в этом, в связи с надеждами на создание в армянской среде арены для американо-иранских контактов.
Армения явилась одной из первых стран, где произошли «альтернативные», практически, неофициальные контакты между представителями дипломатических и разведывательных служб США и Ирана. В ноябре – декабре 2001 года США дважды попытались оказать давление на Армению в связи с ее отношениями с Ираном. Это представляется довольно странным и, видимо, не вмещающимся в систему американской политики в регионе. Американцы так и не объяснили сути своих претензий.
Политическое руководство Армении не отступило, так как, отступив от намеченных шагов в иранском направлении, оно оказалось бы лишенным важных рычагов во внешней политике. Сразу после более чем удачного визита Р.Кочаряна в Иран посол США в частной беседе с армянскими экспертами заявил, что армянское руководство неверно поняло то, к чему стремились США. Если иметь в виду, что напряженные отношения между Азербайджаном и Ираном, отсутствие каких-либо предметных отношений между Грузией и Ираном вполне устраивают США, то только Армения не вмещалась в политику США.
Но объяснение данных попыток выдвижения претензий к Армении означает стремление последовательно проводить в отношении Ирана политику «новой блокады» и региональной изоляции. Если ранее США рассматривали Армению, преимущественно, в русле американо-российских и отчасти американо-иранских отношений, то в новых условиях Армения все больше рассматривается США в свете американо-турецких отношений.
Характерно, что американцы и их европейские партнеры больше не поднимают вопроса о Мегринском «коридоре», не настаивают на открытии определенных транспортных направлений и, видимо, не заинтересованы в сооружении железной дороги Карс – Ахалкалаки, так как американская политика предполагает геополитическую и политическую изоляцию Турции. Великобритания рассматривает иранско-армянские отношения, исключительно исходя из задач безопасности энерго-коммуникаций.
Прежде чем предъявить претензии к Армении, США должны решить вопросы широких торговых отношений Турции, Азербайджана и многих других государств с Ираном. Кроме того, было бы абсурдным давление США по этому поводу на Армению, так как Западное сообщество экономически поддерживает ее, и нет смысла подрывать ее экономику.
Игорь Мурадян, http://www.lragir.am