"Люди, слепо следующие западной моде, хотят быть оригинальными. Нормальная музыка их перестает устраивать. Они ищут звуков изощренных, песен загадочно-непонятных, в которых одна и та же музыкальная фраза иногда вдалбливается раз 20 подряд. И получается нечто вроде испорченной грампластинки. В этой назойливости им чудится что-то исключительно новое и оригинальное. Они даже и не подозревают, что новизна и оригинальность произведения заключаются не в усложненных вывертах, а в содержании. Создаются эти песенки на один манер, по определенному штампу. И хотя они написаны различными авторами, но выглядят все как братья-близнецы. Их роднят однообразие, унылость, отсутствие национальной основы и яркой мелодии. Но зато шума - хоть отбавляй".
Поразительно то, что это написано композитором Артемием Айвазяном в 1968 году, чуть ли не в пору расцвета нашей эстрады, когда она славилась знаменитыми певцами, хорошими оркестрами, талантливой молодежью, воспитанной замечательными педагогами. Прославленному композитору и в самом страшном сне не могло бы присниться то, что будет твориться в любимой им сфере через четверть века.
Все началось с 90-х годов, когда вседозволенность привела к торжеству дилетантизма, изгнанию профессионалов изо всех сфер культуры. Впрочем, эстрада сегодня выразительно характеризует время, в которое мы живем. Посмотрите, что сегодня творится в сфере шоу-бизнеса и коммерческих структурах: здесь процветает пошлость, пекутся музыкальные псевдонациональные суррогаты, внедряются далеко не лучшие образцы иностранной музыкальной культуры в ущерб истинно национальной. То, что гонит наше телевидение в своих музыкальных программах (кроме классики, одна дикая, глухая попса), - это уже окончательное отупление нации. Это бесконечное понижение языка, культуры, духа, личности, отношения к стране, ко всему. Бесконечное понижение планки. Есть одна музыка, одни слова, один ряд исполнителей, один ряд сериалов - вот и переваривайте. Идет глобальное оболванивание населения. Вместо творчества здесь царят нестерпимая фальшь и патентованная графомания.
Почему же продюсеры и редакторы с маниакальным упорством потчуют нас дебильными песнями, отвратительными сериалами, пропагандируя серость? Им вообще незнакомо такие понятия, как духовность, человеческая личность. Они не знают, что ее, личность, надо развивать, обогащать.
В сегодняшней эстраде особенно смущают отсутствие артистизма, дефицит ярких личностей, без которых искусство просто невозможно. Появились, конечно, и новые певцы, но они как-то удивительно друг на друга похожи, пользуются одними и теми же сценическими приемами, заимствуют чужой репертуар и, к сожалению, еще не сказали своего слова. Кроме того, нас почему-то пытаются приучить к безголосью. Возможно, в силу наивности мы до сих пор считаем, что у певца в первую очередь должен быть голос. Сегодня же по существу нет певцов, а есть интерпретаторы.
Кроме голоса необходимо также обладать и мастерством импровизатора и пластической культурой. Но плюс к голосу, а не вместо него. Конечно, есть у нас талантливые артисты. Но талантливый человек - это еще не актер и не певец. Это лишь предусловие того и другого. Поэтому необходимо, чтобы за спиной таланта были школа, профессионализм, кругозор, культура. Именно этой большой культуры, которая проявляется и в мелочах, нет сегодня на телевидении и эстраде.
Далеко не безобидна также эпидемия подражательства. Прислушайтесь, как старательно наши звезды выговаривают на сцене английские слова. Слушая бойкий интернациональный сленг, забываешь, что находишься в Армении, полной всяческих проблем. Подобное пренебрежение действительностью ставит в тупик. Ведь в попсовом "стебе" вышучиваются и наши святыни, наша боль и наша история. Когда мы пытаемся примерить к себе чужие формы, они ломаются. Если не получается, как у других, может, и не надо этого делать? Ведь любая форма хороша прежде всего там, где она имеет корни.
Выйти на эстраду у нас может любой, а имея средства, легко сотворить "звезду". Но что получается? Истинно талантливые, но не имеющие спонсоров остаются вне поля зрения, "звездами" зачастую становятся те, у кого есть деньги, позволяющие создать эффектные клипы, использовать танцевальную группу.
Случайный взлет, не обеспеченный профессиональной базой, чаще всего оборачивается таким же стремительным падением. Безобразна картина и с современными конкурсами. Профессионалы, связанные с эстрадой, знают, что многие талантливые молодые певцы остаются за бортом отборочных прослушиваний, а "середнячки" получают премии, если включены в орбиту членов жюри. Агрессивность, броскость, напористость молодого певца подчас ценятся выше, чем проникновенность и углубленность.
Есть, конечно, и опытные певцы, свободно чувствующие себя на эстраде. Удивительно органичны на сцене бесспорная победительница на конкурсе в Юрмале Сона Шахгельдян, давно снискавшие признание Арамо, Форш, Шушан Петросян, более молодые Андре, Айко, Сирушо, Эмми, Арсен Сафарян. От серого большинства их отличают вкус, самобытность, обаятельная раскрепощенность, но не развязность. Однако это исключения. Честно говоря, очень трудно привыкнуть к полной расслабухе большинства исполнителей. Ведь и свобода имеет свои пределы. А наши исполнители в основном свободны ... от качества. Главное - выдержать стиль фривольного трепа.
А какой любопытный женский типаж появился на сцене! Вот уж, кажется, доведенное до гротеска воплощение женской независимости. Этакий вызывающий, растрепанный продукт времени! Суперэмансипе, а не женщина! Такую не удивишь ничем, а энергию ее, ревущую, подобно запущенной ракете, не остановить.
Недоумение вызывает и репертуар. Дилетантизм здесь уже давно узаконен. Репертуарный вакуум заполняется самодеятельной чепухой. Песни пишут все - инструменталисты, певцы, руководители ансамблей - по принципу - "сам сочиняю - сам пою". Конечно, некоторые создают хорошие песни, но их мало, больше халтуры.
Рифмоплеты песенных текстов даже не подозревают, что дар сочинять дается свыше. К тому же и стихосложению, как и музыке, надо учиться. Но зачем терять деньги и время, когда и так можно обойтись, подобрав в рифму слова и сочинив свою банальную мелодию. И вот самодеятельная невнятица, изобретательно аранжированные полуграмотные тексты обрушились на голову слушателей, некогда воспитанных на качественной песенной традиции. Только при отсутствии профессионализма становится возможной такая труднообъяснимая, но фантастически оплачиваемая любительщина. Слушая большинство песен, чувствуешь, что все они написаны по определенному штампу, выглядят одинаково, хотя написаны разными авторами. Создается ощущение, что нынешним певцам все равно, какие тексты петь. Каково же нам их слушать!
А ведь у нас есть хорошие традиции, заложенные замечательными композиторами, имена которых у всех на слуху. В жанре эстрадной песни до сих пор работают талантливые композиторы: Константин Орбелян, Роберт Амирханян, Константин Петросян, Арам Сатян и другие. Среди песен, созданных ими, есть настоящие шедевры. Они незабываемы, поскольку выразили человеческие чувства, вобрали в себя душевный опыт целого народа, его характер, его идеалы, жизненную философию. Поэтому, слушая песни Арно Бабаджаняна, Констинтина Орбеляна, Роберта Амирханяна, Александра Аджемяна, Алексея Экимяна, мы словно возвращаем пафос и смысл ушедшего времени и свое ощущение этого пафоса. Уже одно это возводит их песни в ранг драгоценного духовного наследия.
А какое место в нашем духовном наследии займут современные самоделки, попсовые откровения, вытеснившие с эстрады и телевидения подлинные, овеянные теплом и человечностью песни? Вернее всего - никакого.
Песня - это очень живое существо, одухотворенное. Как можно быть такими расчетливыми и циничными, называть подделки искусством да еще калечить молодежь?! Мироощущение подрастающего поколения не в последнюю очередь зависит от того, какие именно тексты он запоминает, что напевает. Серьезному государству должно быть небезразлично, какие песни поют или слушают его граждане.
Наталия ГОМЦЯН, "Голос Армении"