Беседа с депутатом бывшего Верховного Совета РА, советником министра труда и социальных вопросов Нарине БАЛАЯН.
- Госпожа Балаян, насколько помню, сформированный в 1990 году ВС был достаточно многочисленным, и весь состав был избран по мажоритарной системе: тому были свои причины, пока еще функционировало советское законодательство. В последние месяцы в политических кругах Армении развернулись бурные дискуссии по поводу устранения мажоритарной избирательной системы. Будучи депутатом парламента первого созыва Независимой Армении, как Вы считаете, какая из двух систем наиболее эффективна?
- Депутатский корпус сформированного в 1990-м парламента насчитывал 271 законодателя, из коих 9 были женщины, ныне наблюдается тенденция роста численности женщин в парламенте, которую я приветствую.
Да, в первом парламенте Независимой Армении все депутаты были избраны по мажоритарной системе - даже те 14 человек, которые были избраны от Нагорного Карабаха: для них там были сформированы избирательные округа. У меня насчитывалось 12 соперников, была избрана во втором туре в Алаверди. 11 соперников были членами АОД. Социальных проблем в Алаверди было много, будучи министром Социального обеспечения, я прекрасно знала их. В решении этих проблем мне очень помог Генрих Кочинян. В конечном счете нам удалось привести в порядок автодорогу, решить многие другие вопросы.
Что касается поддержки со стороны Компартии, членом которой я являлась, меня лично партия не поддерживала, однако не исключаю, что остальные не получали этой поддержки, ведь 193 депутата были коммунистами. Самым парадоксальным было то, что люди были избраны, но депутаты голосованием должны были утвердить: давать мандат этому человеку или нет. И многие достойные не вошли в состав первого парламента. Это было неверно. Этими вопросами должна заниматься исключительно ЦИК, как и было впоследствии.
Несмотря на то, что все мы были избраны по мажоритарной системе, по нашей оценке, мы поработали очень плодотворно. Самое главное - была заложена основа законодательства, сформировались фракции, постоянные парламентские комиссии и многое другое. Впоследствии все, естественно, совершенствовалось последующими составами НС, так что сегодня мы имеем то, что имеем. А этого немало.
Относительно пропорциональной и мажоритарной избирательных систем скажу, что в нынешней ситуации обе необходимы. Они взаимодополняют друг друга. Однако мне кажется, не столь уж важно, по какой системе депутат, политическая сила приходят в парламент - гораздо важнее, чтобы они осознавали всю полноту взятой на себя ответственности, претворяли в жизнь одобренные и поддержанные народом предвыборные программы, честно говорили, что хорошо, а что - нет. Конечно, при варианте коалиционного правления ответственность всегда делится, но это уже не проблема народа.
- Нужен ли Армении в нынешней ситуации постоянно действующий парламент в составе 131 депутата, когда все основные законы давно приняты и политическое поле вроде бы сформировано?
- Имея множество проблем и 77 партий, разумеется, необходим. Возможно, депутатский корпус и превышает необходимую численность на 10-11 человек, но политические силы, активные граждане должны иметь трибуну, чтобы высказать наболевшее, поднимать проблемы. И было бы хорошо, чтобы это была трибуна именно представительного органа, к которой прислушиваются другие - непосредственно решающие вопросы, - государственные органы. Иной вопрос, что должна быть преемственность поколений, больше молодежи надо привести в парламент, а в целом народные избранники должны быть люди честные, действительно душой болеющие за проблемы народа.
Я внимательно слежу за публикациями прессы, знаю, что пишут о деятельности парламентариев. Но слышу и выступления самих депутатов - какие проблемы они поднимают, по долгу службы слежу и за законотворческой деятельностью. Должна заметить, что прогресс, несомненно, есть, в нынешнем парламенте имеются грамотные, действительно занимающиеся законотворчеством депутаты. Не согласна со звучащими порой мнениями, что демократических преобразований, позитивных перемен не было. За минувшие 20 лет многое изменилось в плане углубления прав человека, демократизации общества.
- Я освещала работу ВС и помню, что помимо первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, депутатами ВС были также и второй президент Роберт Кочарян и действующий глава государства Серж Саргсян, а также премьер-министр Тигран Саркисян.
- Вы совершенно правы, у меня есть книга о составе Верховного Совета РА, можно посмотреть. Второй президент Армении Роберт Кочарян проходит под №170, господин Серж Саргсян - 242, а премьер-министр Тигран Саркисян - 245. В этом плане первый созыв парламента Независимой Армении действительно вправе гордиться.
Гоар САРКИСЯН, "Республика Армения"