Подходит к концу акция по сбору подписей под Обращением в адрес депутатов Государственной Думы РФ, в котором российским законодателям предлагается разработать и принять Закон о криминализации отрицания преступлений нацизма и Геноцида армян в Турции 1915-22 гг. Предлагаем вниманию читателей интервью Информагентства “Медиа-РФ” с одним из организаторов акции, главным редактором газеты армян России «Еркрамас», координатором Армянского Координационного Совета Тиграном Тавадьяном.
- Прежде всего, Тигран Гургенович, как бы Вы прокомментировали итоги прошедших в России президентских выборов?
- Говоря об итогах выборов президента РФ, остановлюсь на итогах участия в них армянской общины России, так как сами выборы прошли вполне ожидаемо, и в победе Владимира Путина никто не сомневался. Что же касается армянской общины, то все было как обычно – часть армянских организаций выступила с призывом к избирателям поддержать кандидата власти, некоторые призвали просто принять участие в выборах, а большая часть на выборы вообще никак не отреагировала. Главное другое – в очередной раз армянские организации России не провели никакой работы с кандидатами. Единственным кандидатом в президенты, который удостоил армянскую общину персональной встречи, был В.Жириновский, но и с ним встреча носила скорее информационный характер. Лоббистской работы, в том виде, в каком она проводится армянскими общинами Европы или Америки, в России проведено не было.
- Но ведь президент Союза Армян России Ара Абрамян был доверенным лицом Путина, разве это не говорит об активном участии армянской общины в избирательном процессе?
- От того, что Ара Абрамян был доверенным лицом Путина, армянской общине России ни тепло, ни холодно. Достаточно посмотреть на «предвыборные» публикации, распространявшиеся за подписью А.Абрамяна, чтобы понять - никаких серьезных переговоров о проблемах, волнующих армянство, с кандидатом в президенты или с его штабом проведено не было. Абрамян в своих статьях говорит не носящими никакой конкретики шаблонными фразами о межнациональном мире и спокойствии. В этих статьях нет ни слова об общенациональных армянских вопросах (криминализация отрицания Геноцида армян, признание независимости Нагорно-Карабахской Республики, пересмотр Московского договора с Турцией и т.д.) и позиции по отношении к ним российской власти. Но есть в словах Ара Абрамяна нотки, вызывающие настороженность. Чего, например, стоит его высказывание «Я – русский, я горжусь этим», сказанное в Сочи, в ходе агитационного мероприятия в поддержку Путина. Или, высказанное в одной из написанной Абрамяном (или скорее его помощниками) статье, пожелание о том, чтобы Россия стала страной «где нет нацменов, а есть граждане России». Не знаю, что имеет в виду под понятием «нацмен» Ара Абрамян, но нацмены – это национальные меньшинства, к числу которых в России относятся и армяне. И пожелание не иметь в стране нацменов говорит о стремлении к их ассимиляции. Не исключаю, что в понятие России без «нацменов» президент САР вкладывал иной смысл, но в таком случае ему стоило призывать также к России без скинхедов и ксенофобов. «Нацмены» его бы поняли.
- В числе общенациональных вопросов, о которых не вспомнил Ара Абрамян в своих предвыборных статьях, Вы упомянули о криминализации отрицания Геноцида армян. Но известно, что Союз Армян Сочи, инициировавший сбор подписей под Обращением в Госдуму по этому вопросу, обращался персонально к Ара Абрамяну с предложением поддержать акцию. Был ли ответ?
- Прежде всего, нужно сказать не об ответе, а о реакции. Реакция Союза Армян России на акцию сочинских армян выразилась в письме, направленном за подписью вице-президента САР Германа Ананянца в адрес региональных отделений САР. Письмо это было вызвано многочисленными вопросами, которые возникли в региональных отделениях САР в связи с инициативой сочинских армян. Герман Ананянц в этом письме фактически отмежевался от акции, оповестив региональные отделения САР о том, что «Союз армян Сочи», возглавляемый Валерием Торосяном, никакого отношения к «Союзу армян России» не имеет, а «Союз армян России» никакой ответственности за деятельность «Союза армян Сочи» не несет. О том, что это письмо является именно реакцией на инициативу «Союза Армян Сочи», говорит тот факт, что на интернет-ресурсе регионального отделения САР в Башкортостане, опубликовавшем письмо Ананянца, есть следующая запись от редактора этого ресурса: «Принять участие в сборе подписей под Обращением в адрес депутатов Государственной думы РФ, в котором российским законодателям предлагается разработать и принять Закон о криминализации преступлений нацизма и Геноцида армян в Турции 1915-22 гг. считаем необходимым, от кого бы не исходила данная инициатива - ибо дело не в сборщике, а в собираемом...». Запись эта сделана крупными красными буквами непосредственно под письмом Ананянца.

Впрочем, данная реакция САР – самая безобидная. У нас есть данные от сборщиков подписей из Москвы и одного из субъектов России, о том, что на них оказывалось давление, вплоть до угроз физического воздействия, с требованием прекратить участие в акции. Давление это исходило не от представителей власти или правоохранительных органов, а от наших соотечественников. Уверен, что подобные случаи имели место и в других регионах, поскольку многие из участников сбора подписей просто перестали выходить с нами на связь, отвечать на письма и звонки.
Теперь что касается ответа САР на письмо «Союза Армян Сочи». Ара Абрамян, естественно, до ответа не снизошел, поручив сделать это все тому же Ананянцу, ответ которого представлял из себя пространный рассказ о том, как много делает САР в вопросе признания Геноцида армян (издает книги, сажает деревья и т.д. и т.п.) и завершался предложением к «Союзу Армян Сочи» обратиться со своей инициативой в сочинское отделение «Союза Армян России».
Здесь нужно сказать, что сама инициатива первоначально возникла как раз у нескольких представителей сочинского отделения САР в виде написания благодарственного письма президенту Франции Николя Саркози. Но инициатива сочинских саровцев не нашла поддержки в их организации, в связи с чем они и обратились к Валерию Торосяну в «Союз Армян Сочи», где справедливо решили, что благодарить Саркози еще рано, а вот начать работать в этом направлении в России - самое время.
- Получается, что «Союз Армян России», по сути, сорвал проведение акции?
- Нет, конечно же нет. В сборе подписей мы, прежде всего, опирались на активных армян, не входящих в те или иные организации, а действующих согласно своим убеждениям. После подведения итогов сбора подписей мы через СМИ выразим благодарность всем, кто принял активное участие в этой акции, но двоих участников хочу поблагодарить уже сегодня.
Это, прежде всего, известная российская рок-группа «Крематорий» и ее лидер Армен Григорян, не только поддержавшие нашу акцию, но и выступившие с собственным призывом-обращением к своим поклонникам. «Крематорий» не только организовал сбор подписей на своих концертах, но и опубликовал текст обращения с формой подписного листа на официальном сайте группы. Еще один человек, который без лишних слов, вопросов и согласований с «вышестоящими товарищами» поддержал акцию, организовал сбор подписей в своем районе и раньше всех предоставил нам заполненные подписные листы с более чем полутора тысячами подписей, - это руководитель местного отделения САР Белореченского района Краснодарского края, депутат Совета депутатов Белореченского района Рубен Мадельян.
Кстати, Белореченское отделение САР – не единственное из региональных структур «Союза Армян России» поддержавших акцию, были и другие, о которых мы напишем в следующий раз. В то же время скажу, что среди организаций не входящих в САР были такие, кто поддержал акцию лишь ради собственного пиара, палец о палец не ударив для сбора подписей. Все это лишний раз доказывает, что армянская община России нуждается в переосмыслении своего места в обществе и нахождении новых форм самоорганизации.
- Каковы будут следующие, после сбора подписей, шаги инициаторов акции и на какие результаты вы рассчитываете? Последуют ли российские законодатели примеру своих французских коллег?
- Следующие наши шаги спланированы, но, позвольте, сегодня о них не говорить. Не хочется давать противникам нашей инициативы возможность ставить палки в колеса. Что же касается второй половины Вашего вопроса, то есть результата, к которому мы стремимся, то да, я уверен, что и в России появится Закон, криминализирующий отрицание таких злодеяний как Геноцид армян в Турции и преступления нацизма в годы второй мировой войны. Вопрос лишь в сроках. В обращении, под которым идет сбор подписей, перед депутатами не ставится временных ограничений, и все мы понимаем, что с наскока подобные вопросы не решаются. Армянская община Франции тоже не за один год добилась принятия законопроекта Национальной Ассамблеей и Сенатом. Сегодня мы своей акцией обозначили проблему и уверены, что она уже не сойдет с повестки дня. Впереди 2015 год – год столетия Геноцида армян, и, при грамотной и слаженной работе армянских организаций России, к этой дате возможно решить многие, беспокоящие общину, вопросы.