«О свойстве приоритетности корпоративных интересов властных структур над общенациональными и гражданскими в публичном пространстве разговоры периодически ведутся. Об аналогичной ситуации в управленческих кругах армянской церкви – тишина. Между тем давно известно – иммунитетом от человеческих слабостей и грехов никто не обладает, в рясе или без нее», - сказал в интервью газете армян России «Еркрамас» известный российский правозащитник, эксперт Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра "Стратегия", Совета Европы и Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, член Международного Союза Журналистов Антуан Аракелян.
По словам правозащитника, вне зоны общественного внимания и контроля – и продукты, и люди начинают портиться. «Епархии, в имеющем больший опыт независимого от властей функционирования Киликийском Католикосате, имеют большую автономию, по сравнению с епархиями Эчмиадзина. В самих епархиях и общинах управленческие, общественно-политические, социальные и догматические функции четко разделены между священнослужителями и прихожанами. На постсоветском же пространстве менталитет единоначалия «партийных» иерархов имеет рецидивы. Практика доминирования на всех площадках и подминания под себя общинной структуры сильно живуча. В результате происходит отток из общинной организации деятельных и мыслящих людей, маргинализация и формализация жизни общинной организации. В общественно-политическом поле, в развивающихся консультативных структурах при органах власти представители от общины отсутствуют. Всем ведает и владеет Тер hАйр», - считает эксперт.
Антуан Аракелян также отметил, что Русская Православная и Армянская Апостольская церкви играют исключительную и системообразующую роли в своих обществах и роль эта выходит далеко за границу религии. «Эти тенденции продолжают развиваться, и, слава богу, на пользу обществу. Священнослужители возвращаются в образовательные учреждения, в армию, в места принудительного содержания. К сожалению, однако, в последнее время традиционно братские отношения между РПЦ и ААЦ в лице Эчмиадзинского Католикосата и его Экзархата начали заметно «хромать». И это не ограничивается только разговорами внутри религиозных сообществ. Начала закономерно сокращаться зона сотрудничества и поддержки со стороны РПЦ. Привычная страусинная практика в ААЦ оборачиваются не на пользу», - заявил российский правозащитник.