Турция “из соображений безопасности” закрыла свое посольство в Сирии. Премьер ТР Реджеп Эрдоган после переговоров в Сеуле с президентом США Бараком Обамой заявил, что приближается конец режима Башара Асада, который, по его словам, пытается тянуть время: “Он намерен находиться на своем посту столько, сколько сможет. Он держится на плаву благодаря Китаю, России и Ирану. У него имеются проблемы с бюджетом. Его сегодняшние победы внушают ему оптимизм, но после того, как оппозиция приобретет силу, его уход будет стремительным”. Эрдоган отметил, что контакты с Сирией практически сведены к нулю и в ближайшее время они могут быть полностью прекращены: “В Сирии не осталось политических фигур, с которыми мы бы могли поддерживать связи”.
Эрдоган сообщил, что продолжаются работы по созданию буферной зоны на турецко-сирийской границе, указав, что, в случае необходимости и в соответствии с международным правом, будет введено право на защиту. Турция разместила в приграничных районах с Сирией свои военные силы, персонал которых проводит исследования на месте, в целях создания на приграничных с Сирией территориях безопасной зоны.
Между тем, бежавшие в Турцию сирийские офицеры объединились - 10 генералов и шесть полковников - создали на днях в Стамбуле так называемый Высший военный совет под руководством генерала Мустафа аш-Шейх, который примкнул к оппозиции в январе этого года, покинув ряды сирийских вооруженных сил. Военсовет будет осуществлять общее руководство “вооруженным восстанием” против правящего в Дамаске режима. Полковник Риад аль-Асаад сохранил за собой командование повстанческой группировкой “Сирийская свободная армия” /ССА/ и будет координировать “военные операции внутри страны”. В своем первом коммюнике генерал аш-Шейх призвал все вооруженные отряды, действующие против правительственных войск, “объединиться под эгидой Военсовета и признать его верховенство”. По сведениям арабских военных экспертов, помимо ССА, в Сирии сейчас орудуют группы экстремистов из числа салафитов, джихадистов и такфиристов, а также отряды наемников, связанные с “Аль-Каидой”.
Как свидетельствовала сирийская независимая газета “Аль-Ватан”, бандформирования нередко выясняют между собой отношения с помощью оружия на городских улицах, как произошло в Хаме. Они широко практикуют захваты в заложники людей с целью получения выкупа, занимаются грабежами и творят насилие над мирными жителями, что подтвердили факты кровавых расправ в Хомсе и Идлибе.
Новую попытку сплотить ряды зарубежной и внутренней оппозиции предпринял Сирийский национальный совет /СНС/. Как объявлено, в Стамбуле 26-27 марта этого года прошел политический форум, на который были приглашены основные антиправительственные организации и союзы.
Пойдет ли эта “армия” на вторжение в Сирию с целью свержения Башара Асада, сегодня сказать сложно. Очевидно, что изначально поддержавшая сирийскую оппозицию Турция отнюдь не в восторге от нынешнего поворота событий, который может свести на нет все усилия Анкары стать лидером на Ближнем Востоке, но, видимо, вынуждена подчиниться воле мировых держав. Однако ситуация неоднозначная. Ни США, ни Турция не готовы полностью отказаться от поддержки сирийских оппозиционеров. Как заявил Барак Обама после встречи с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом, “мы работали над совместными мерами, касающимися того, как мы можем способствовать доставке гуманитарной помощи и усилиям Кофи Аннана, чтобы осуществить столь необходимые преобразования”. По мнению экспертов, под преобразованиями глава США понимает смену режима в Сирии, которая, по мнению Белого дома, остается ключевым условием нормализации обстановки в этой стране. Тема невоенной помощи оппозиции будет рассматриваться на конференции “друзей Сирии”, которая должна пройти 1 апреля в Стамбуле.
"Республика Армения"