Турция и Азербайджан заявляют, что они не поддержат санкции против Ирана, если эти санкции не подтверждены ООН. Следует отметить, что благополучие турецкой экономики во многом связано с отношениями с Ираном, который стал ведущим поставщиком нефти и газа, а также является важнейшим и ближним рынком для ряда отраслей турецкой промышленности. Санкции в отношении Ирана привели бы к огромному ущербу для Турции, причем, иранское направление внешнеэкономических отношений не может быть компенсировано в обозримой перспективе.
В отличие от арабских государств, которые не осуществляют значительных товарных поставок (кроме нефти), Турция сильно зависит от внешних рынков, так как ее экономика ориентированна преимущественно на внешние рынки сырья и сбыта. Таким образом, санкции в отношении Ирана одновременно означают и санкции против Турции.
Вместе с тем, Турция, так же, как и Иран, опасаются подойти к критической черте в отношениях и всегда будут соблюдать определенные правила игры, понимая, что конфронтация приведет к региональной катастрофе. Однако, нынешние турецко-американские отношения, когда Турция приняла большую часть условий США, обусловили то место, которое заняла Турция в формировании анти-иранского фронта.
Иранцы не питают иллюзий в части позиции и тех функций, которые выполняет Турция в американской стратегии на Ближнем Востоке, и ожидают самого худшего, что, видимо, пока невозможное, имеется в виду нанесение массированных боевых ударов по Ирану.
Однако, все это только отдельные фрагменты в турецко-иранских отношениях, но если говорить о главной задаче Турции, то это сдерживание экспансии Ирана в длительной стратегической перспективе. Поэтому, говорить, что Турция не участвует в санкциях, просто профанация.
То же касается и Азербайджана, который стал «площадкой» для разведывательной деятельности США и Израиля в отношении Ирана. Наряду с этим, Азербайджан стал главным дестабилизирующим фактором для Ирана на северном направлении. Иран провел глубокую и системную работу по подрыву Азербайджана как государства и общества, и сейчас уже не скрывает этого.
Азербайджан нуждается в очень сильном прикрытии и гарантиях безопасности, так как Иран рассматривается как враг № 1. В данных условиях Азербайджан также понимает, что единственным реальным гарантом его безопасности могут выступать США, и, конечно же, готов выполнить практически любой сервис.
Возможно, Турция и Азербайджан, в определенных рамках, обговорили условия своей позиции в отношении Ирана, что, так или иначе, вскоре выяснится. Необходимо отметить, что данная спекулятивная позиция Турции и Азербайджана должна приводиться в качестве аргумента в выяснении отношений между США и Арменией, по поводу антииранских санкций, если это придется делать.
Игорь Мурадян, http://www.lragir.am