О своем деде Арсене я слышал от матери. Как рассказывала мама, в 1915 году он отправил жену и детей с родными на обозе беженцев, а сам остался в Ване защищать родной очаг, город, церковь. А о том, что случилось с его близкими, написал переводчик Генрих Фирбюхер в своей книге "Что скрыло кайзеровское правительство от немецких поданных. АРМЕНИЯ - 1915г. Уничтожение Турцией культурного народа", изданной в Ереване в 1991 году.
Я не могу без содрогания перечитывать эту исповедь, тем более что в ней повествуется об участи моих близких.Вот небольшой эпизод из этой книги (с сокращениями).
Три дня в ущелье Кемах
"Депортированных армян из Трапезундского и Эрзрумского вилайетов погнали по долине Евфрата до ущелья Кемах. Это глубокий, крутой каньон в горах, где река превращается в быстрину. То, что разыгралось здесь со многими тысячами армян, представляет картину такой невообразимой жестокости и зверства, что, кажется, еще раз сконцентрировалось все безумие тысячелетий и возвысилось на этом клочке проклятой земли...
8, 9, 10 ИЮНЯ ТОЛПЫ АРМЯН ПОКИНУЛИ ЕРЗНКА В СОПРОВОЖДЕНИИ ВОЕННОГО КОНВОЯ, который должен был обеспечить безопасность транспорта, состоящего из шагающих людей и сотен повозок волов. Они шли в Кемах - в следующий окружной город. Из десятков тысяч армян, гонимых по долине Евфрата, только небольшая часть достигла места назначения. Беззащитные люди в ущелье были подвергнуты нападению солдат и кровожадных курдов, ограблены, а потом вырезаны в приступе кровавого безумия. Под дикие вопли режущих извергов в зияющую пропасть бросались горы полумертвых и трупов. Треск раздробленных человеческих тел снова и снова раздавался между скалами, смешиваясь с безумными стенаниями скорчившихся в предсмертной агонии жертв наверху. Перед глазами мужчин и женщин расчленяли и разрезали на куски детей и близких, их истекающие кровью тела разбивали о выступы скал. Потерявшие рассудок перед призраком ада женщины прыгали вслед за своими детьми и мужьями в пропасть смерти. Отчаявшиеся человеческие существа падали на колени перед мокрыми от крови извергами и молили поскорей убить их. Другие просили сострадания или сами бросали своих детей в реку, на прибрежных выступах которой трупы образовали барьер. И эта сатанинская работа длилась не час и не два, а три дня подряд..."
Я не случайно напомнил эту жуткую историю. О ней мне рассказывала мать, вспоминая, как родные бросили ее в пропасть, чтобы девочка не попала в руки туркам. Тогда она оказалась под шквальным пулеметным огнем, от которого у нее остался своеобразный шрам на лице. Мама выжила в этой бойне чудом. Раненая, она добралась по дну пропасти до американского флага представителей американской защиты армянского населения. Девочка не могла вспомнить свою фамилию, и ее записали по имени отца - Арсенян Сируш Арсеновна. Ее определили в американский приют, где воспитательницей была госпожа Долуханова, внесшая огромный вклад в дело воспитания сирот и их дальнейшего распределения в разные страны (Армения, Франция, США и др.).
Позже мама перебралась в Армению, где получила образование, стала заслуженным педагогом Армении, награждена орденом. Она передала своим детям и ученикам качества, которые ей привил отец, - любить свою родину, свою нацию. И до конца жизни мама так и не нашла никого из своего рода, судьба родных осталась неизвестной.
НО ОДНАЖДЫ Я СТОЛКНУЛСЯ С ЖЕНЩИНОЙ, У КОТОРОЙ НА ЛИЦЕ БЫЛ ТАКОЙ ЖЕ ШРАМ, КАК У МАМЫ. Это была бабушка моего пациента, сына высокопоставленного чиновника. Мы разговорились, выяснилось, что она была ранена при уничтожении колонны армянских беженцев частями турецкой армии. Я познакомил тикин Бурастан со своей мамой. Как выяснилось, они обе воспитывались в том же приюте при попечительстве госпожи Долухановой - одна в старшей группе, другая - в младшей...
Такое совпадение, и то, что обе они в детстве повторили одну судьбу на двоих, не случайность. В этом отразилась судьба всего народа, всей нации. И обе эти женщины с одинаковыми шрамами - укор всем тем политикам и руководителям стран, мировой общественности, кто придерживается нейтралитета, а значит, солидарен с преступниками, учинившими Геноцид над армянским народом.
Альберт ТЕР-ГАЛСТЯН, академик МАНЭБ, профессор
"Голос Армении"