«О том, что «Турция и Россия стали стратегическими партнерами», уже никто не вспоминает ни в Анкаре, ни в Москве. Наоборот, мы наблюдаем формирование антитурецкого альянса Москва-Иран-Ирак-Сирия», - говорится в статье азербайджанской газеты «Зеркало». Автор отмечает, что вслед за Грузией, которая на саммите НАТО в мае впервые будет представлена членам блока в качестве официального аспиранта, Азербайджан постепенно, но дрейфует вслед. «Может, даже против желания самого официального Баку. Просто выбора нет», - говорится в статье.
Как говорится в статье со ссылкой на источник близкий к переговорному процессу, Азербайджан пролонгирует договор об аренде Габалинской РЛС с Россией, если Москва даст гарантии Баку, что эта станция не будет направлена против Турции. «Приходится констатировать, что у нас в Баку очень все еще долго, притом неоправданно долго думают, когда дело, касается интересов России», - пишет автор статьи.
Автор отмечает, что Москва вряд ли может дать подобные гарантии. Тем более, в Москве считают, что ЕвроПРО, элементы которой уже размещены в Турции, угрожает безопасности России. «Этим все сказано. То есть сегодня функционирование Габалинской РЛС уже является потенциальной угрозой для безопасности Турции. Таковы реалии, и это необходимо четко осознать», - сказано в статье.
Однако проблема ЕвроПРО и Габалинской РЛС – не единственная в российско-турецких отношениях. «Самая главная проблема в том, что между Россией и Турцией существуют серьезные противоречия как по иранской ядерной программе, так и вокруг сирийского внутриполитического кризиса», - пишет автор статьи, напоминая, что накануне Франция официально заявила о возможности военной интервенции в Сирии.
Кроме того, в некоторых столицах стран-членов НАТО уже заявляют, что Альянс не останется безучастным в случае, если боевые действия, связанные с внутриполитическим кризисом в Сирии, перекинутся на территорию Турции. «Пойдем дальше. Не совпадают и энергетические интересы, то есть России, с одной стороны, да Азербайджана и Турции, с другой. Особенно если речь идет об азербайджано-российских отношениях», - отмечает автор.
В статье напоминается недавнее заявление министра промышленности Азербайджана Натига Алиева, который отметил: «Мы бы хотели, помимо политической декларации трех президентов по Транскаспийскому газопроводу, также подготовить межправительственное соглашение между Азербайджаном и Туркменистаном о строительстве Транскаспийского трубопровода»
Примечательно, что 3 апреля в Баку побывал глава МИД РФ Сергей Лавров, который ранее резко высказался против проекта Транскаспийского газопровода, а роль внешних сил, в частности ЕС, в его лоббировании назвал провокационным. Против проекта выступает и Иран. При этом, 11 апреля посол ЕС в Баку Ролан Кобиа заявил журналистам, что ЕС рассматривает Россию в качестве «третьей стороны в вопросе реализации проекта Транкаспийского газопровода, при наличии ее косвенного влияния».
На следующий день после выступления Лаврова в Баку, премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что Украина заинтересована в реализации проекта Транскаспийского газопровода. «За день до этого глава российской дипломатии заявил на встрече с азербайджанским президентом, что отношения Москвы и Баку поднялись до уровня стратегического партнерства. Некоторые эксперты полагают, что Азербайджан использует возможность стратегического обхода России через Каспий в политическом торге, ведущемся вокруг карабахского конфликта», - сказано в статье.
«Таким образом, между Азербайджаном и Россией слишком много противоречий, чтобы они могли оказаться в одной упряжке», - отмечает автор.
Как сказано в статье, если дрейф Азербайджана и Грузии в сторону НАТО обретет логически завершенные формы, для Армении принципиально важное значение приобретет позиция Ирана. Тегеран в свою очередь также нуждается в Армении, в качестве сдерживающего фактора в противостоянии Ирана с азербайджано-турецким тандемом. «Стороны нуждаются друг в друге, и это прекрасно осознают и не скрывают», - сказано в статье.
Panorama.am