О царящих в Азербайджане пещерных нравах, безграмотности и болезненной подозрительности ко всему и вся, граничащей с шизофренией, лучше всего можно ознакомиться из публикаций в азербайджанских СМИ. Как правило, это публикации, авторами которых как раз и проявляются все вышеперечисленные качества. Однако, изредка попадаются и объективные материалы, в которых азербайджанские авторы проявляют изрядную долю самокритики. Один из таких материалов, опубликованный на сайте Агентства международной информации «Новости-Азербайджан» за подписью политолога Ильгара Велизаде, мы предлагаем вниманию читателей с небольшими сокращениями.
* * *
…Инцидент, произошедший недавно со съемочной группой популярного грузинского русскоязычного телеканала «Пик» в Азербайджане вызывает, по меньшей мере, недоумение, если не сказать досаду и огорчения.
Дело в том, что на канале «ПИК», творческой группой известного грузинского тележурналиста Зураба Двали, чье имя известно далеко за пределами Грузии, осуществляется проект «Неизвестный Кавказ» - цикл научно-популярных фильмов о малоизвестных и интересных местах на Кавказе, уникальных памятниках архитектуры, о всем том, что должны знать люди живущие за границей о богатейшей истории народов населяющих Кавказ.
Не так давно творческая группа «Неизвестного Кавказа» решила сделать фильм о Большой кавказской стене (Длинной закатальской стене), которая в свое время простиралась на сотни км от Кварельского района Грузии, села Сабуе до Шеки в Азербайджане. …Значительная часть стены сохранилась в селе Катех Белоканского р-на АР и небольшие фрагменты на территории Лагодехского р-на Грузии.
Было понятно, что надо ехать на съемки в Азербайджан. И тут начинается самая интересная и самая грустная часть экспедиции.
Прождав 1.5 месяца, группа наконец-то получила аккредитацию в МИДе нашей страны. Для сравнения, в Грузии аналогичная процедура занимает 2-3 дня - максимум. При въезде в Балакенский район АР группу встретили чиновники из местной исполнительной власти.
Первые неприятности начались с того, когда члены съемочной группы, раз замерив высоту стены, начали выстраивать ту же сцену теперь для съемки.
«Вы же уже замерили стену, зачем еще раз мерите?», - спросил неулыбающийся местный чиновник.
Представитель группы, не долго думая, сообразив, что человек не разбирается в специфике съемки, объяснил причину повторного замера. Стал рассказывать, мол, если дубль не нравится режиссеру, то его могут повторить несколько раз - действия журналиста и его слова будут теми же.
«Э –неет, - протянул бдительный чиновник - вы нас обманываете, вы сюда приехали что-то другое снимать!».
И тут он заметил в руках члена экспедиции, географа Кахи Джелия книгу на грузинском языке. Что это? - спросил он. Книга о древнем грузинском зодчестве, ответил Каха.
Здесь рассказано о стене, которая есть в Лагодехи, и что аналогичная есть на территории Азербайджана. Книга, выпущенная в 1979 году, под авторством известного грузинского ученого Ильи Адамия произвела на горе-чиновника эффект разорвавшейся бомбы - он вдруг начал кому-то звонить, активно жестикулируя. Затем, увидев недоумение группы, изрек: «армянский палец!». Впоследствии выяснилось, что чиновник почему-то решил, что фамилия Адамия армянская!
После того, как подозрительному чиновнику объяснили, что Адамия – не армянин, а мингрел, обстановка вокруг съемочной группы несколько смягчилась, но подозрение осталось. Впоследствии в процессе съемок еще неоднократно возникали спорные эпизоды, которые удавалось кое-как утрясать.
Въехали на территорию Закатальского района. В гостинице группу встретили представитель местной исполнительной власти, был и директор краеведческого музея Джахангир Солтанов - приветливый, интеллигентный человек, который готов был дать интервью для фильма. Хорошо было бы в музее – попросил режиссер. НЕТ- сказал представитель исполкома, нужно разрешение. Ну тогда можно возле стены? На что местный чиновник вообще отрезал: «Без разрешения вы не можете въехать в Закатальский район». Ну ладно, нет так нет. Что делать? Надо спасать фильм. В селе Катех есть священное дерево, решили снять его, что бы как-то разнообразить сюжет фильма.
Как только подъехали к нему моментально примчалась машина с чиновником из Белоканской районной администрации и главы сельсовета. Они сразу же перешли в наступление: «Зачем снимаете?» у вас нет разрешения!» Затем последовала еще пара неприятных инцидентов.
В общем, что греха таить, фильм удалось снять с большими трудностями.