Статья Кенана Гулузаде в Дей.аз привлекала внимание читателя названием: Мифы и фобии армян, или раздумья об «образе врага». Где то в глубине души возникла робкая надежда: вдруг природа, так славно отдохнувшая на Гулузаде Вафе, решила реабилитировать себя на его отпрыске. Вдруг она одарила Кенана Гулузаде чем-то более существенным, чем постоянная ругань его отца в адрес всех и вся. И теперь мы имеем возможность ознакомиться с непредвзятым взглядом стороннего человека на наши чувства. На поверку, однако, вышло как всегда. Иногда возникало ощущение, что статью Кенан писал под диктовку отца, старого профессионального провокатора.
Задавшись риторическим вопросом, убирать или не убирать из сознания азербайджанского обывателя «образ врага», сиречь, армянина, Кенан затем сделал все возможное, чтобы укоренить этот «образ», зафиксировать его навечно в голове Мамиша, среднестатистического гражданина Азербайджана со среднестатистическим же мышлением.
Кенан сетует на то, что за девять лет работы ведущим на телепрограмме «Перекресток», ему так и не удалось изжить из азербайджанца «образ врага». Судя по его статье, делал он это весьма оригинально, ибо даже сегодня он считает, что это невозможно «до, как минимум, освобождения хотя бы 1 квадратного метра оккупированных территорий». И сразу после этого утверждения он начинает философствовать о «ложном пути», по которому идут армянские политики и политологи.
Пойдем этим путем и мы, предварительно напомнив Кунану, что Нагорно-Карабахская Республика не контролирует ни одного квадратного метра за пределами Карабаха, что превращает сентенции Кенана в обыкновенную ложь. Но, может Кенан просто подпал под влияние азагитпропа, одним из отцов-основателей которого является его собственный родитель? Выясняется, что нет, Кенан сам пытается влиться в когорту аскеров виртуальной войны.
Вот как младший Гулузаде описывает им же выдуманный «армянский миф»: «из-за своей автохтонности армяне утверждают, что имеют историческое право на части территорий Азербайджана, Турции, Ирана и Грузии. На Дагестан и в целом Северный Кавказ они также заглядываются, но в виду особых отношений с Россией, особо об этом публично не высказываются». Вслед за этим Гулузаде принимается за рассуждения о том, как нехорошо заглядываться на земли соседей, и что это – «неприкрытое издевательство над международным правом». Не удивлюсь, если завтра узнаю, как Кенан хвастает в кругу друзей: вон как «тонко» я рассорил Армению с Россией и Ираном. Он, видимо, считает, что ознакомившись с его бредовой писаниной, Москва и Тегеран примут решение о немедленном перенацеливании «Шахабов» и «Искандеров» на Ереван и Степанакерт. А Кенана немедленно возведут в ранг национальных героев Азербайджана. Интересно, что дважды упомянув в этом абзаце автохтонность армян в регионе, Кенан так и не сумел справиться с этим словом: оно у него получилось вначале как «автохонтность», затем как «автохотность». Не ставя под сомнение общую грамотность автора, припишем эти ошибки широко известной нелюбви пришлых кочевников к автохтонным (коренным) народам региона.
Закавыченное Кенаном выражение «Геноцид 1915 года» является его посильной попыткой опровергнуть историчность этого злодеяния: Геноцида армян в Османской Турции. После этого он вдруг безапелляционно заявляет: «Но то, что в указанный период (+/- несколько лет) резню в Зангезуре, Карабахе, Шемахе, Баку, Кубе и т.д. устраивали армяне – мало у кого вызывает сомнения. Во всяком случае, в Азербайджане». Приписка «Во всяком случае, в Азербайджане» весьма красноречива. Ибо только в ежедневно зомбируемом Азербайджане могут поверить в то, что армяне вырезали в Шемахе, Баку, Кубе и т.д. закавказских турок. И дело даже не в том, что армянской цивилизации претит резня людей, к какой бы расе или религии они ни принадлежали. Проблема в том, что только в Азербайджане могут поверить в то, что после «массовой резни» закавказских турок они поднялись, отряхнулись, повели плечами и… создали для себя государство. Впервые в истории.
Симптоматично, что Гулузаде младший упоминает как раз те годы, когда на территории, ныне именуемой Азербайджанская республика, были вырезаны свыше 250 тысяч армян, в том числе: в Баку – 30 тысяч, в Нухи-Ареше – 65 тысяч, Шемахе – 20 тысяч, Шуши – 32 тысячи. Именно после этого массового уничтожения коренного населения, в том числе лезгин в Кубе, талышей в Ланконе, Масаллы и т.д., стало возможным провозглашение и становление Азербайджанской республики.
Некоторые «армянские мифы», родившиеся в воображении Гулузаде, совершенно лишены смысла или являют собой пример утонченной лести в адрес клана Алиевых. Вот какая изящная фраза вышла из-под пера Кенана: «Дополнительным фактором стало то, что с приходом к власти Гейдара Алиева в республике (Азербайджане! – С.Б.) на руководящие посты стали выдвигаться в том числе и азербайджанцы». Этот пассаж необходимо понимать, наверное, следующим образом: до Алиева в Азербайджане у власти находились исключительно армяне, а после того, как к власти пришел толерантный курд Гейдар Алиев (и как это армяне допустили подобную оплошность?), азербайджанцы вздохнули полной грудью. Затем армяне, кажется, опомнились и осознали свою ошибку: «Вот и стала армянская элита Азербайджана раскачивать лодку».
Откровенно говоря, после очередного книксена Кенана в сторону Алиевых читать его опус уже стало неинтересно, почему и ограничусь краткими комментариями к некоторым его «попыткам» изжить образ врага у азербайджанцев.
«Беженцы из Кафана появились раньше, чем произошли другие события. Да и двоих молодых азербайджанцев в Карабахе расстреляли армяне».
«Беженцев»-азербайджанцев из Кафана «видел» один лишь Ариф Юнусов, стремящийся любой ценой спасти свою мать-армянку, жительницу Баку, некогда вышедшую замуж за папу Юнусова. Молодых азербайджанцев в Карабахе не расстреляли (расстреливают безоружных или пленных людей), а уничтожили защитники Аскерана. Напомню, 22 февраля 1988 года, после принятия Облсоветом НКАО решения об обращении с просьбой к Верховным Советам Армении, Азербайджана и СССР о воссоединении Карабаха с Арменией, из соседнего Агдамского района на Степанакерт двинулась многотысячная толпа молодчиков, вооруженных железными прутьями, цепями и охотничьими ружьями. В столкновении с жителями Аскерана, расположенного на пути к Степанакерту, они были остановлены и бежали, оставив трупы двоих бандитов. Об этом инциденте день и ночь вещало азербайджанское телевидение, накаляя обстановку в республике и провоцируя погромы армян.
«Армянский миф», придуманный Гулузаде: «в Азербайджане не соблюдаются права человека, потому армяне не смогут проживать под юрисдикцией Баку». Даже если в Азербайджане все монументы Гейдару и остальным Алиевым заменят памятниками Правам человека, это ничего не изменит: ни НКР, ни какое либо другое государство не изъявит желания влиться в состав чужого государства. Гулузаде просто переиначил азербайджанский миф о том, что население НКР можно заманить в азербайджанскую западню посулами и обещаниями поделиться нефтедолларами и обеспечить «самую широкую автономию».
Ну, и напоследок, несколько откровений от Гулузаде: «курды-езиды часто устраивают самосожжения перед теми или иными армянскими госведомствами», «азербайджанцы населяли в своем абсолютном большинстве Ереван и в меньшинстве всю Армению», «пусть сперва кто-то докажет, что армяне смогли полноценно самоопределиться на территории РА (!? – С.Б.).
Вся эта ахинея, согласно Гулузаде, призвана продемонстрировать его желание видеть мирное окончание конфликта: «И с этим пора кончать. С конфликтом… Просто чем больше культивируется ненависть, тем стыднее будет в будущем смотреть друг другу в глаза».
Конфликт давно закончен, еще в мае 1994 года. Человек, приведший во властные структуры Азербайджана в том числе и азербайджанцев, подписав перемирие, спас Азербайджан. И это было самое умное, что он сделал за всю свою жизнь. Однако пока в Баку обитают подобные Кенану Вафаоглу Гулузаде культиваторы ненависти, пока вам удается дурачить собственное население, армянам сподручнее глядеть в ваши глаза в прорезь прицела.
Сагател БАКВЕШИНЯН,
информационно-аналитический портал "Voskanapat.info"