Первый аккорд цикла «100 концертов памяти жертв Геноцида армян» уже прозвучал. Цикл этот проводится в Ереване, в разных городах Армении и в Арцахе. В концертах принимают участие многие живущие за границей армянские музыканты и певцы. В их числе - лауреат нескольких международных музыкальных конкурсов, певица и пианистка Джульетта ГАЛСТЯН.
Наследственность - великая сила, и особенно ярко проявляется она на музыкальном поприще. В жилах Джульетты Галстян соединились гены музыкальных семей Армении - певицы Айкануш Даниелян, хореографа Вилена Галстяна и пианистки Марианны Арутюнян.
В конце апреля с.г. Джульетта Галстян приняла участие в совместном концерте заслуженных коллективов Армении - Государственного филармонического оркестра и Государственного академического хора, в числе солистов которого были также Карине Бабаджанян, Перч Каразян и Айк Деинян. Была исполнена Stabat Mater Дж. Россини. Концерт явился своеобразной данью памяти жертв Геноцида армян.
Всего за несколько часов до отлета Джульетты Галстян в Швейцарию нам удалось побеседовать с ней. Она была с мужем, дипломатом Гельдольфом Эвертсом, который несколько лет проработал в нашей стране.
- Г-жа Галстян, ваш концерт, в программе которого планировалось исполнение избранных оперных арий, должен был состояться еще в марте, но был отложен, поэтому вы приехали на родину, чтобы принять участие в цикле концертов, посвященных 100-летию Геноцида армян.
- Маэстро Топчян неожиданно позвонил мне и сообщил об этом концерте. Я приехала, не зная даже, кто будут мои партнеры. А само произведение исполнялось впервые. Поскольку и Айк Деинян приехал всего за день до концерта, нам удалось совместно порепетировать всего один раз. Тем не менее концерт очень понравился ереванцам, и я рада, что приняла это приглашение.
- До своего приезда в Ереван вы выступили в Москве совместно с оркестром Владимира Спивакова. Что вы можете сказать об этом сотрудничестве?
- Этот концерт был посвящен ветеранам советского кино и театра. На концерт пришли многие известные актеры и актрисы, на сцене были Алиса Фрейндлих, Константин Райкин, Леонид Ярмольник, Евгений Миронов и многие другие звезды. Они читали стихи Пушкина, Ахмадуллиной, Гумилева. Я была единственной певицей и должна была спеть цыганскую песню - «Сегидилью» из оперы Бизе «Кармен». Во время репетиции Спиваков спросил меня: «А «Хабанеру» вы не исполняете?» Я ответила - конечно, исполняю. Я очень растрогалась, когда он предложил мне исполнить вместе с ним арию Баха Erbarme dich. Он взял свою скрипку Страдивари, и у нас получилось воистину сказочное исполнение. Концерт шел в эфире российского телеканала «Культура».
- Ваш следующий концерт состоялся в Арцахе…
- Да, через три дня я была уже в Арцахе. Я давно уже обещала художественному руководителю и дирижеру Государственного камерного оркестра Арцаха Геворгу Мурадяну совместное выступление, и наконец-то получила возможность выполнить свое обещание. Еще двадцать лет назад я вместе с Филармоническим оркестром Армении под руководством Мурадяна исполнила 2-й концерт Сен-Санса для фортепиано с оркестром. Установившиеся с того времени между нами дружественные и творческие связи мы поддерживаем до сих пор.
- Какое впечатление произвел на вас арцахский слушатель?
- Это великолепный слушатель, причем сразу видно, что он истосковался по классической музыке. Наш слушатель по сравнению с европейским намного теплее и искренней. Как мне рассказал Гурген Мурадян, такой же теплый прием Арцах оказал Асмик Папян и Барсегу Туманяну. Мне кажется, что представителям нашего музыкального искусства предстоит большая миссия - они должны как можно чаще выступать как в Арцахе, так и в диаспоре.
- Какие произведения вы исполнили во время этого концерта?
- Я спела шесть оперных арий и почувствовала, что в зале собрались образованные, понимающие толк в музыке и умеющие ценить ее люди с богатым внутренним миром. А Степанакерт - настоящая столица, причем степанакертцы очень любят свой город: улицы по вечерам многолюдны, народ гуляет, общается, везде порядок, все аккуратно, обустроено, чисто... Я поняла, что люди чувствуют себя хозяевами в своей стране. Вот бы еще привести в порядок дороги...
- Ваш муж впервые посетил Арцах 20 лет назад и теперь почти каждый год бывает там. Вы также часто сопровождаете его. Он очарован Карабахом или это просто дань уважения соотечественникам супруги?
- Еще двадцать лет назад он стыдил меня: мол, я, голландец, вот уже четыре раза был в Карабахе, а ты - ни разу. Каждый раз, когда мы приезжали в Ереван, он путешествовал на машине по Армении - бывал в Горисе, Капане, Дилижане, Берде, Лори и лучше меня знал, где в Армении какая церковь, когда построена, как называется. В Арцахе у него масса друзей. Мой муж любит армян, поскольку считает, что в любое дело мы вкладываем душу и делаем все на высоком уровне.
- Вы участвуете в цикле концертов, посвященных 100-летию Геноцида армян. А как вы отмечаете за границей этот день траура?
- Ходим в церковь, участвуем в разных мероприятиях... Я думаю, что мы должны сделать все, чтобы весь мир признал факт геноцида - но не из жалости, а откликнувшись как равный на беду равного.
- Г-н Эвертс, вопрос к вам: вы довольны тем, что ваша жена армянка?
- Я просто счастлив и большего у Бога не прошу.
Валентин ТОВМАСЯН, "Собеседник Армении"