Английский историк, философ, профессор Лондонского университета, автор прославленного труда «Исследование истории» Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) принимал участие в качестве эксперта по международным отношениям во многих мирных конференциях, созываемых после первой и второй мировых войн. Свою позицию относительно трагической судьбы армян в Османской империи 1915 года и шовинистической политики младотурецкого правительства А.Тойнби выражал в многочисленных статьях и знаковой книге «Армянские ужасы. Истребление одной нации».
«...Весь этот ужас, все эти преступления были совершены над армянами, невзирая на отсутствие даже малейшего вызова с их стороны. «Мы находимся в состоянии войны» - вероятно, возразит турецкое правительство. «Мы боремся за свое существование. Армяне питали надежду на победу нашего врага; они замышляли план помощи для осуществления этой победы. Они были предателями на свободе - в прифронтовой зоне, и мы вынуждены были действовать против них со всей строгостью военного времени». Но такие оправдания полностью противоречат фактам. Эти армяне не были жителями прифронтовой зоны. Ни один город или селение, откуда их систематически гнали на смерть, не находился вблизи театра военных действий. Они все были в глубине Анатолии, одинаково далеко расположенные от кавказской границы и Дарданелл. У них не было никакой возможности сотрудничать с войсками Антанты, равно как они не могли предпринять попытки поднять восстание, так как не составляли компактной общины. Они были разбросаны небольшими колониями по обширной стране и составляли меньшинство по сравнению со своими соседями-турками. Гражданскую и военную власть турки прочно держали в своих руках, и попытки поднять мятеж ничего доброго не сулили армянам. Я должен повторить, что эти армяне, жители городов, были в основном мирно настроенные и трудолюбивые люди, неумелые в обращении с оружием. Им, так же как городскому населению Западной Европы, чужда идея мести.
Оттоманское правительство не в состоянии скрыть свое преступление под видом предупредительных, мер, ибо армяне были далеки от дурных умыслов... В самом деле, до настоящего времени зарегистрировано лишь два случая, когда программа депортации встретила активное противодействие. Это - успешное сопротивление в районе Антиохии, где армянские крестьяне поднялись в горы и, имея прикрытие со стороны моря, боролись там в течение семи недель, пока не были почти чудом спасены французским флотом... И еще - отчаянный героизм Шапин-Гарахисара, города, расположенного далеко от Трапезунда, где 4000 армян, в ответ на требование о высылке, взялись за оружие и держались против турецких войск с середины мая до начала июля. Тогда турки перебросили подкрепление и артиллерию и с легкостью разгромили город.
«Гарахисар, - говорилось в письме, адресованном армянскому священнику, - был подвергнут бомбардировке, и все население окрестных районов, так же как и города, было безжалостно вырезано, не исключая самого епископа». Ничто другое не может лучше этого показать, как мало турецкое правительство боялось армян и как энергично оно ухватилось за быстрые меры для их уничтожения, как только появилась возможность для этого.
Таков был образ действий правительства по отношению к беззащитным, не подозреваемым ни в чем армянам в городах. Когда же дело дошло до менее послушных крестьянских общин, обосновавшихся в горах, оно отказалось от всякого притворства: не утаивая своих намерений и не ожидая, пока они сами подчинятся приказу о депортации, сразу же с обнаженным мечом напало на них.
Оно [правительство] так же обошлось с Зейтуном, армянской областью, которая в течение восьмисот лет жила и процветала фактически независимая среди гор, возвышающихся над Киликийской равниной.
Зейтунцы отличались от остальных армян - жителей Киликии тем, что они владели оружием, и кажется, своевременно приготовились к приближающейся развязке. Но они сдали оружие после того, как им обещали, в случае повиновения, пощадить их беззащитных собратьев, обитающих в деревнях равнины. Турки, как только достигли цели, конечно, не сдержали своего обещания. Поставленные в такое невыгодное положение, мужественные горцы неминуемо должны были быть побеждены...».
(Arnold J. Toynbee, Armenian Atrocities. The Murder of a Nation. New York-London, 1915, p. 69-72).
Внесший посильный вклад в издание составленной английским дипломатом Дж. Брайсом «Синей книги», где «записывались» антиармянские установки, планы и действия турецких властей, А.Тойнби считал, что турецкое правительство несет ответственность за страшные преступления, совершенные им в отношении подвластных народов в ходе войны.
Выступая в защиту независимости Западной Армении, А.Тойнби обосновывал данный факт, по меньшей мере, тремя обстоятельствами: санкциями Берлинского конгресса, выпавшими на долю Армении несчастиями и способностью армянского народа сохранять собственное достоинство.
Подготовила Ашхен Аванесова