В свои пятнадцать лет Нарек Казазян уже является зрелым музыкантом. В составе Камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова он гастролирует по всему миру. Когда маэстро Спиваков впервые услышал мальчика, он воскликнул: «Я не знал, что в Армении есть такое чудо!».
Сегодня об этом чуде знает уже и Европа: победитель Шестых открытых молодежных Дельфийских игр государств-участников СНГ Нарек Казазян занял третье место на состоявшемся 11 мая в Вене конкурсе «Молодые музыканты Евровидения-2012» (EurovisioYoung Musicians), исполнив Второй концерт Хачатура Аветисяна для канона и оркестра. Победителем был признан норвежец Эйвинд Холтсмарк Рингстад (альт), второе место занял австрийский скрипач армянского происхождения Эмануэл Чгнаворян.
- Нарек, расскажи, пожалуйста, с чего началось твое увлечение каноном?
- Я вырос в музыкальной семье, моя мама окончила музыкальную школу по классу канона, и меня всегда тянуло к этому инструменту. У нас дома было два канона, один из них я сломал, после чего мама не разрешала мне подходить к другому инструменту. Она и не предполагала, что я когда-нибудь буду играть на каноне, и не обучала меня игре на нем. Я в это время уже учился в музыкальной школе по классу фортепиано, но мечтал только об одном - научиться играть на каноне. Не пропускал ни одного концерта по телевизору.
- Тебя не смущало, что канон считается женским инструментом, и мальчики на нем, как правило, не играют?
- Раньше на каноне играли как раз мужчины, а не женщины. Канон стал «женским» инструментом после того, как среди студентов Хачатура Аветисяна появилась первая девушка - Анжела Атабекян. Сегодня я действительно единственный парень, который играет на каноне, и надеюсь, что не буду последним.
- Третье место на конкурсе «Молодые музыканты Евровидения» - это для тебя победа, или ты рассчитывал на большее?
- Моей целью было просто хорошо выступить. Конечно, я очень хотел войти в семерку финалистов, и был счастлив, когда это произошло. Ну, а третье место на таком профессиональном конкурсе — для меня это большое достижение, хотя у меня были все шансы занять первое место.
- Может, все дело в инструменте? Ведь первое и второе места заняли более традиционные по сравнению с каноном инструменты - альт и скрипка.
- В какой-то момент я так и подумал. Все-таки канон - народный инструмент, и отношение к нему могло быть несколько иным. Но уже после конкурса я понял, что жюри оценивало именно твою игру, а не то, на каком инструменте ты играешь.
- В «Классическом Евровидении» мнение зрителей, в отличие от песенного конкурса «Евровидение», не учитывается, там работает только профессиональное жюри. Как ты думаешь, может, стоило бы учредить в этом конкурсе хотя бы приз зрительских симпатий?
- Получить такой приз, конечно, было бы очень приятно, но в конкурсе классической музыки все же важнее мнение профессионального жюри: только оно может правильно оценить мастерство музыкантов.
- Тебя впечатлило количество зрителей в Вене? Приходилось ли тебе ранее выступать перед такой большой аудиторией?
- Если честно, то я не думал об этом и во время своего выступления не смотрел в зал. Я не впервые выступаю перед такой большой аудиторией - во время концертов в составе оркестра «Виртуозы Москвы» я уже выступал в огромных залах.
- Говорят, австрийский слушатель - это нечто особенное.
- Да, это действительно так. В Австрии любят и понимают классическую музыку. Знаете, я был очень растроган, когда после моего выступления ко мне подходили жители Вены и говорили массу лестных слов.
- Ты учишься на первом курсе Ванадзорского музыкального колледжа и одновременно гастролируешь по всему миру. Не мешают ли гастроли твоей учебе?
- Нет, не мешают. Это замечательное училище, педагоги с пониманием относятся к моим вынужденным пропускам. Я уже почти два месяца пропускаю занятия, но проблем пока, слава Богу, нет.
- Я знаю, что в детстве ты любил декламировать стихи. Эта любовь к поэзии у тебя сохранилась?
- Да. Я декламировал стихи с четырех лет. Мои любимые поэты - Геворг Эмин, Чаренц, Паруйр Севак и, конечно, Ованес Туманян. Я не просто люблю его поэзию, для меня еще очень важно, что он родом из Лори.
- А еще я знаю, что в детстве ты пел, даже выступал со сцены в 5-летнем возрасте. Больше не поешь?
- Нет, сейчас у меня возрастная мутация голоса. Но в любом случае я вряд ли стал бы певцом, потому что у меня на первом месте канон, на втором - фортепиано.
- Ты являешься лауреатом многочисленных музыкальных конкурсов. Какая из этих наград самая ценная для тебя?
- На всех предыдущих конкурсах у меня были только первые места, но третье место на конкурсе «Молодые музыканты Евровидения-2012» — это самая ценная для меня награда, потому что там выступали талантливейшие музыканты со всей Европы, и этот конкурс очень популярен во всем мире.
Гаяне ДАНИЕЛЯН, "Собеседник Армении"