Деньги можно зарабатывать разными способами. Один из них, и весьма прибыльный - эксплуатация практически безграничных возможностей, предоставляемых свободой слова, совести и вероисповедания. Используется он, как правило, лицами, далекими от какого бы то ни было вероисповедания и не обладающими сколь-нибудь заметными проявлениями совести, но зато в совершенстве владеющими инструментом слова. Время от времени внимание читающей публики приковывают образцы бестселлерного чтива, претендующие (весьма успешно) перевернуть с ног на голову и без того вывернутые наизнанку религиозные представления постиндустриальных обществ Европы и Северной Америки, с различной скоростью становящихся также постхристианскими. Лично мне было достаточно прочесть две такие книги, чтобы больше не тратить на них время и запретить моим детям прикасаться к подобного рода «литературе». Речь идет о романах «Код Да Винчи» Дэна Брауна (“The Da Vinci Code”, Dan Brown) и «Последний тамплиер» Раймонда Хури (“The Last Templar, Raymond Khoury”). Таких книг теперь великое множество.
И от них легко не отмахнешься, поскольку они нередко служат основой для красочных кинофильмов. По своей занимательности сюжеты этих фильмов и книг, если очистить их от мистической шелухи, не представляют собой ничего особо выдающегося, сердцебиения не вызывают. Зато исторический фон весьма пестрый. Кого здесь только нет: иллюминаты и суфии, дервиши и крестоносцы, исламские террористы и археологи, катары и отшельники, кардиналы и шпионы, апостолы и полицейские; словом, колорит в высшей степени экзотический. Типичный прием недобросовестных торговцев: в блестящей привлекательной упаковке любую дрянь можно продать, особенно неопытному клиенту.
Но за пестрыми декорациями, под блестящей оберткой скрывается завуалированная под художественную интригу, дьявольски коварная по своей кажущейся простоте мысль: жизнь и смерть Иисуса Христа и всех, кто окружал его в земной жизни, были совсем не такими, или не совсем такими, как описывает это Новый Завет. Не было ли у Христа потомков? Как умер Христос? Была ли вообще казнь, было ли распятие? Вот какие ставятся вопросы. Нет-нет, авторы «альтернативного прочтения» новозаветных сюжетов не отрицают существования Христа, как это делали и делают простые честные атеисты. Есть ли вообще Бог, или нет его - этот вопрос они искусно обходят, они лишь строят гипотезы, где-то сгущают тени, где-то экспериментируют с недосказанностью, где-то акцентируют на туманных нюансах... Вот она - сила слова! Впечатление почти научности предлагаемых версий просто завораживает, и наивному читателю уже и невдомек, что без искупительной жертвы Христа, без распятия нет ни воскресения, ни вознесения, ни христианства вообще. Ну как же может такой хитрый идеологический капкан остаться невостребованным в нашем мире, где любое разрушение традиции, любая «нетрадиционность» (в вере, в духовной жизни, в семейной жизни, во взаимоотношениях полов и внутри полов, в культуре) считается основным показателем прогресса?
В начале этого года многие информационные агентства мира сообщили о том, что в северной оккупированной части Кипра турецкие таможенники арестовали груз контрабандного антиквариата, в котором найдена была древняя рукопись апокрифического «Евангелия Варнавы» (The Gospel of Barnabas). Произошло это 12 лет назад, но шум по этому поводу поднят только сейчас, поскольку полиция решила, наконец, сдать находку в Этнографический музей в Анкаре. (Кстати, почему с таким опозданием? Может, подправляли что-то?) Об этом много говорилось в феврале сего года, а неделю назад, 24 мая британская «Дэйли Мэйл» вновь обратилась к этой теме, поскольку мусульманские богословы стали с ликованием утверждать, что рукопись Варнавы якобы доказывает превосходство и конечное торжество ислама над христианством. А на каком основании они это утверждают и кто вообще этот Варнава?
Судя по сохранившимся отрывочным, противоречивым и неточным сведениям, Варнава был евреем с острова Кипр, двоюродным братом евангелиста Марка и одним из учеников Христа. Путешествовал и проповедовал вместе с апостолом Павлом, основал христианскую общину Кипра, где и принял мученическую смерть. Варнава был одним из активных сторонников принятия в христианские общины неевреев и отмены обряда обрезания. Вот этому достопочтенному христианскому святому приписывают версию жизнеописания Иисуса Христа, согласно которой последний был не Сыном Божьим, а всего лишь посланником и пророком, предсказавшим не что иное, как... будущее появление Мухаммеда. И никакого распятия не было, про это вообще забудьте. А на небо Христа Бог вознес уже потом, за миссионерские заслуги. И не воскрес Иисус (ведь не умирал), а просто временно вернулся, чтоб поручить Варнаве написать свое сочинение и запретить называть себя Сыном Божьим. Вот такая ересь. В прямом и в переносном смысле.
Две копии этого апокрифа были обнаружены в 18 веке, их издали на нескольких языках, и скоро стало ясно, что это подделки, датируемые 16 веком, изготовленные испанскими маврами с целью нанести контрудар по победившему мусульман на Пиринейском полуострове христианству. Но дискредитация христианского вероучения слишком заманчивая цель, чтобы от нее могли легко отказаться и в наши дни. Теперь вот турки решили продолжить мутить воду: министр культуры «светской», претендующей на членство в Евросоюзе Турции Эртогрул Гюней решил, что рукопись следует рассматривать не как мистификацию, а как серьезный исторический источник, подтверждающий, что Иисус в соответствии с мусульманскими представлениями всего лишь предсказал приход настоящего Мессии - Мухаммеда. Теперь уже и иранские теологи подхватили эстафету. А их христианские коллеги, за небольшим исключением, хранят политкорректное молчание. Только Ватикан попросил копию для изучения.
А вот специалисты по арамейскому и ассирийскому языкам утверждают с уверенностью: рукопись - подделка. Да мы и не сомневаемся - конечно, подделка.
Но стоит ли удивляться настойчивости, с которой средневековую подделку пытаются всучить христианскому миру? Ведь мы сами напросились, когда решили, что ничто не свято и все позволено. Спросите, что я имею в виду? Не скажу, а то еще в недостатке политкорректности и толерантности обвинят. У нас это теперь модно.
"Собеседник Армении"