9 июня, в день 340-летия царя-реформатора, нелишне вспомнить, как ровно 290 лет назад Петр Первый , будучи обследовал берега реки Сулак и нашел, «что сие место зело довольно конским кормом, водою, лесом… зело изрядное, крепкое и пажитое». «Терка сто раз удобнее», — утверждал он. И в том месте, где река Койсу делится на два рукава – Сулак и Аграхан, император велел заложить «регулярную и достойную главную крепость».
Одна из основных версий происхождения истинного имени города, именуемого ныне Будённовском — Святой Крест, объясняет его как попытку реанимировать имя города-крепости, основанного Петром Великим. Как известно, Петр I во время Персидского похода, прибыв с флотилией в Аграханский залив, 24 июля 1722 года побывал в крепости Терки.
Неудовлетворенный месторасположением этой крепости, император принял решение упразднить ее и на новом месте, по словам историка В.А. Потто (Кавказская война. Т. 1. Ставрополь: Кавказский край, 1994), где от нее «отделяется река Аграхань», заложить крепость Св. Креста; следы которой «сохранились поныне на правом берегу Сулака, в шести верстах от нынешнего укрепления Казиюртовского». Петр I «сам приискал под оную крепость место, сам снял с оного план, сам сделал чертеж сей крепости и сам оную размерил…». В этом ему помогали генералы Левашов, Кропотов, инженер-полковник де Бринел и Ветерани. Строительство крепости началось в1722 г. и закончилось в1724 г.
Со дня основания крепости Св. Креста там находилось значительное число армянского населения. Например, в 1733 году число их доходило до 450 семейств, большинство были военнослужащие Армянского и Грузинского эскадронов (значительную часть которого также составляли армяне из Грузии и Карабаха) участвовавших в Персидском походе Петра I, а затем несших службу в прикаспийских областях. Из провинции Гилян они в 1730 г. были переведены в Дербент, оттуда в петровскую крепость Святого Креста, а потом в Кизляр. В ходатайстве коллегии иностранных дел в Сенат (18 ноября 1742 г.) о материальном обеспечении офицеров-армян (юзбашей), генерал-рекетмейстер Иван Дивов сообщал: «Сверх служивых армян при крепости Святаго Креста армянского народу купцов и мастеровых людей серебренников и сапожников немало было, из которых по требованию Тармас хана больше 200 семей отпущено» обратно в Иран. Для персидского государства потеря большого числа налогоплательщиков, ремесленного населения была непозволительной роскошью. Многих из них за участие в войне на стороне русских ожидали репрессии. Как раз эти армяне вместе с другими карабахцами в 1796-1797 гг. прибудут на Северный Кавказ.
После кончины Петра, особенно в царствование Анны Иоанновны, содержание новых крепостей на Кавказе и в Персии было признано невыгодным для казны. По Ганджинскому трактату с шахом Надиром, подписанному 10 марта 1735 г., Россия уступила Персии все завоеванные у нее города и провинции. Русско-иранская граница тогда проходила по реке Койсу. В связи с этим крепость Святого Креста была уничтожена, а вместо нее на левом берегу Терека в том же году заложили крепость Кизляр, куда и были переведены войска, в том числе армянские военнослужащие со своими семьями.
В 1797 г. 50 армянских и несколько грузинских семей из Кизляра обратились в Астраханское губернское правление об отводе им «пустопорожних и никому не принадлежавших земель с лесом в Моздокском уезде, по реке Томузлову и от устья ее вниз по течению реки Кумы, левого берега до устья реки Буйволы. Последовало положительное решение. В том же году на указанное место прибыло 30 армянских семей основавших поселение, назвав его «Карабагла» в память о своей исторической родине – Карабахе (Арцахе).
Но уже в 1798 г. на высшем уровне было принято решение создать в указанном месте город, куда предполагалось поселить более 500 армянских семей из Дербентского и Мускурского округов. Вступивший на престол Павел I в декабре 1796 года прекратил успешно начатый поход в Закавказье русских войск под командованием Зубова. Опасавшиеся мести со стороны правителей иранских провинций за свое содействие России дербентские и мускурские армяне перешли на Кавказскую линию вместе с отозванными войсками. Они в соответствии с царским указом от 1 мая 1797 г. поселились в Кизлярском, Моздокском и Георгиевском уездах. Часть из них поселилась в Кизляре, другие основательно обстроились в селениях Малохолинском (ок. 500 душ мужского и женского пола), Дербентском (444), Караджалинском (472), расположенных вблизи Кизляра и Эдессии (Касаева Яма) – к северу от Моздока.
4 августа 1798 г. Павел I подписывает Указ Сенату, согласно которому еще нигде не обосновавшиеся дербентские и мускурские армяне, могли получить земли в районе р. Кумы, где их кизлярские соотечественники за год до того уже основали селение Карабаглу. А уже 15 апреля 1799 г. вышел Указ императора Сенату «Об отводе земли переселившимся из Дербенда армянам и предоставлении привилегий армянам Северного Кавказа», в котором впервые упоминается название будущего города Святого Креста. Его, записано там, дозволяется основать армянам, вышедшим «в последнюю Персидскую войну из Дербента,.. кои по способности к ремеслам и торговле пожелают водвориться в городе».
С целью привлечения армян в этот неблагоприятный район для основания здесь крупного города необходимы были особые юридические гарантии, закрепляющие обещанные ранее для них льготы. Таким правовым актом стала Жалованная грамота Павла I армянам – выходцам из Дербента и Мускура, подписанная императором 28 октября 1799 г. и опубликованная на русском и армянском языках. В ней перечислялись права и льготы как для сельских жителей, «кои ныне на отведенной им земле выше Кизляра селения зародят», так и тем армянам, «которые пожелают основать город, который предложено впредь наименовать городом Святого Креста».
Таким образом, возвращение истинного имени городу на Куме — Святой Крест, могло бы реанимировать также и существовавшую на берегу Сулака российскую крепость, основанную Петром Великим.
Материал подготовлен Святокрестовским информагентством BUDENNOVSK.ORG, на основе статье кандидата исторических наук В.З.Акопяна "Кому не любо имя Святого Креста, или Назад, в Маджары"