“Смешарики” — пожалуй, первый постсоветский мультфильм, не вызвавший тотального неприятия аудитории. Этот российский мультсериал, созданный в рамках проекта “Мир без насилия”, очень скоро полюбился и детьми, и взрослыми.
“Семья” Смешариков — модель общества, окружающего ребенка в реальной жизни, а мир Смешариков — вымышленный мир, где все события основаны на реальных ситуациях, поведение персонажей основано на доброжелательном и открытом отношении к миру, а каждая серия — простая история-метафора, окрашенная обаянием и необычностью участвующих в ней персонажей.
Одним из режиссеров “Смешариков” является наша соотечественница — художница Наталья МИРЗОЯН.
— Я родилась и выросла в Ереване. В Питер переехала в 22 года — очень хотела стать настоящей художницей. Хотя к тому времени уже была членом Союза художников Армении, были персональные выставки. Но мне хотелось поучиться в Петербурге. Поступила на факультет станковой графики в Институт декоративно-прикладного искусства. И параллельно устроилась работать аниматором в “Смешариках”, которые тогда только-только начинались как сериал. У меня до этого был небольшой опыт работы на телестудии “Шогакат” — мы делали клипы и телевизионные заставки с режиссером Наирой Мурадян. Я совсем не планировала становиться аниматором, и тем более режиссером. Но потом меня это так увлекло, что я бросила институт.
— И сколько выпусков вы отсняли?
— Если честно, уже потеряла счет. Думаю, около тридцати. И еще несколько по “Пин-коду” — это тоже “Смешарики”, но серии более прикладного характера...
— А как зародилась эта идея?
— “Смешарики” абсолютно наш проект. Идея родилась у Анны Мальгиновой, затем собралась отличная команда из композиторов, режиссеров, сценариста (просто великолепного) и, конечно, продюсера. И произошло маленькое чудо!
— А что именно вы считаете вашим личным вкладом в “Смешарики”?
— Я просто их полюбила и постаралась продолжить начатую традицию делать хорошие истории. Работая, я училась — ведь у меня нет никакого анимационного и режиссерского образования.
— Что нового ожидается в “Смешариках”?
— Новый сезон “Смешариков” будет уже не двухмерным, а в 3D. “Пин-код” у нас уже давно в 3D, так что с персонажами в объеме зритель уже знаком. Вот и серии теперь у нас будут в 3D. Надо сказать, что это сейчас модная тенденция, потому как более рентабельная. Хотя лично мне больше нравится двухмерный вариант.
— У вас есть работы, попавшие на международные фестивали. Это ваше индивидуальное творчество?
— У меня два авторских фильма — “Дерево детства” и “Чинти”. Премьера обоих состоялась на Берлинском фестивале. Первый фильм побывал на многих фестивалях, получил несколько призов. Фестивальная жизнь второго началась недавно, но, по-моему, уже идет успешнее первого. Он уже попал в конкурсы наиболее важных фестивалей — Аннеси во Франции и Хиросимы. Фильмы эти целиком созданы мной, исключая звуковое оформление. Здесь мне помогают мои постоянные соавторы: звукорежиссер Игорь Яковель и композиторы Марина Ланда и Сергей Васильев. Они же работают на “Смешариках”, так что у нас крепкая команда.
— Кого из наших мультипликаторов любите?
— Я очень люблю фильмы Саакянца, горжусь, что являюсь его соотечественницей. Также мне очень нравится творчество Наиры Мурадян, с которой я раньше работала.
— А как насчет участия в армянских фестивалях?
— Мой фильм “Дерево детства” был представлен в Ереване на Международном фестивале анимационного кино “Реанимания” и даже получил там какой-то приз. Второй я тоже послала на селекцию — надеюсь, попадет в конкурсную программу. Он навеян поездкой в Индию. Он про муравья, который нашел билетик с изображением Тадж-Махала, влюбился в здание и решил построить свой собственный Тадж-Махал, вместо того чтобы строить всю жизнь муравейник. Финал неожиданный, так что лучше его не раскрывать. Я его сделала полностью из разных сортов чая. В интернете его пока нет, так что посмотреть можно только на фестивалях.
— Может быть, стоит сделать картину из наших трав — урц, дахц, нана, шушан и т.д. — чем не материал?
— Да, хорошая идея! Кстати, мой следующий фильм связан с Арменией. И травы эти я обожаю. Так что спасибо за идею!
Рубен Пашинян, "Новое время"