ARMENIA Today представляет интервью с главным редактором газеты армян России «Еркрамас», с видным представителем армянской диаспоры Северного Кавказа Тиграном Тавадьяном.
- Коротко начнем с Вашей биографии: общественно-политическая деятельность и интересные факты.
- Родился я в Сухуме, в семье врача, и мое поступление в медицинский институт стало само собой разумеющимся. В то же время, в нашей семье чтилась память о Родине, и висевшая в моей комнате на стене фотография Ардвина — города в Западной Армении, где жили мои предки, была постоянным напоминанием о потерянном Отечестве. Поэтому, в годы перестройки, будучи студентом Кубанского государственного мединститута, я принимал участие в армянской общественной жизни Краснодара, посещал мероприятия общины и, в конце концов, решил основать городскую армянскую газету. Председатель общины обратился ко мне с просьбой не учреждать собственного издания, а стать главным редактором планируемой общинной газеты. Так, в 1993 году, я стал главным редактором газеты «Маштоц» - печатного органа Краснодарского городского Общества армянской культуры им. Маштоца. Это была первая в истории Краснодара армянская газета. Через три года, в 1996 году, я учредил газету «Еркрамас» и занялся общественной деятельностью самостоятельно, то есть вне Общества «Маштоц».
Так моей профессией стала журналистика. Кроме издания «Еркрамаса», я работал корреспондентом различных федеральных информационных агентств, таких как «Страна.Ру», РИА «Новости», ИА REGNUM, в разное время писал для различных местных и федеральных газет («Московские новости», «Время MN», «Северный Кавказ» и т.д.). Также несколько лет являлся помощником депутата городской Думы Краснодара и главным специалистом Общественно-информационного центра мэрии города Краснодара.
И все же, журналистом я себя не считаю, так как газета не занимает мое основное время. На сегодняшний день, я - директор Краснодарского краевого армянского научного информационно-культурного центра «Амшен», директор Центра этнополитологических исследований, вхожу в состав Армянского Национального Совета Западной Армении, занимаюсь издательской деятельностью и т.д.
За прошедшие годы было сделано многое: от помощи конкретным людям и создания новых армянских общественных организаций, до организации митингов и концертов, презентаций и конференций…
.
- Представьте, пожалуйста, деятельность газеты армян России «Еркрамас». Какие задачи она выполняет и справляется ли с поставленными целями?
- Если говорить о газете «Еркрамас», то начинали мы довольно скромно – четыре полосы формата А3, распространявшиеся лишь в Краснодаре. Постепенно количество полос увеличивалось, увеличивалась и география распространения. Сегодня «Еркрамас» - это 16-полосная ежемесячная газета, распространяющаяся по всей России. У газеты есть и интернет-сайт, который работает в режиме информационного центра.
Помимо основной деятельности – сбора, анализа и распространения информации, газета принимает участие в деятельности ряда общественных организаций. Среди них нужно выделить в первую очередь Центр «Амшен», Пашковский Армянский Культурный Центр г. Краснодара и Центр «Хачкар». Мы также сотрудничаем со многими армянскими общественными организациями Кубани и других регионов России.
Говоря о задачах издания, хочу отметить, что «Еркрамас» создавался как газета для армян диаспоры. А диаспора - это, прежде всего, часть исторической Родины, которая все еще находится во вражеских руках. Словом «Еркир» («Страна») Западную Армению называли ее коренные жители и, называя газету «Еркрамас» («Часть Страны»), мы, прежде всего, подразумевали этот смысл — часть Еркира, часть Родины.
Таким образом, мы ставим своей задачей пробудить в российских армянах чувство единения не только между собой, но и с Родиной, оставленной их предками не так уж и давно. Читатели «Еркрамаса» не делают различий между армянами, проживающими, например, на Кубани, в Москве или в Марселе. Всех нас объединяет общая Родина, оставшаяся по ту сторону Аракса.
Я считаю, что мы справляемся с поставленными перед собой целями и задачами. Подтверждением этого может быть не только растущий тираж газеты, но и обратная реакция читателя, которая особенно явно проявилась после того, как власти Республики Армения инициировали переговорный процесс с руководством Турции.
.
- С какими проблемами приходилось и приходится сталкиваться при выпуске газеты?
- Для «Еркрамаса» на первом плане стоит финансовая проблема, то есть нехватка средств для развития газеты: увеличения тиража и частоты выхода издания, проведения полноценной рекламной подписной кампании, расширения штата сотрудников и так далее.
Сейчас газета переживает достаточно сложный этап, связанный в том числе и с воздействием экономического кризиса. К сожалению, в отличие от многих других армянских изданий, у нас нет спонсора, который оказывал бы газете постоянную поддержку.
.
- В каком состоянии находятся армянские общины Северного Кавказа, какова ситуация с национальным самосознанием, ассимиляцией и как обстоят дела со связями с Арменией.
- Армяне на Северном Кавказе в зависимости от региона проживания имеют различный уровень национального самосознания, и ассимиляции подвержены в различной степени. Понятно, что в деревнях Сочинского или Туапсинского районов Краснодарского края, где компактно проживают амшенские армяне, уровень национального самосознания и сопротивляемость процессам ассимиляции гораздо выше, чем в крупных городах или районах, где нет компактных армянских поселений.
Основным ресурсом противостояния ассимиляции является школа, но, к примеру, в Краснодарском крае, где официально проживает 275 тысяч армян, а неофициально - полмиллиона, есть только одна армянская школа – в Адлерском районе города Сочи. Группы по изучению армянского языка, по типу воскресных школ, есть во многих регионах Северного Кавказа, где действуют армянские организации или есть армянская церковь, однако их деятельность недостаточно эффективна и охватывает очень незначительное количество людей. К примеру, в столице Кубани – Краснодаре действует 15-20 групп армянского языка, в которых обучается всего около 300 учащихся. При этом армян в городе Краснодаре проживает по разным данным от 50 до 70 тысяч человек. К сожалению, многие родители не видят в знании родного языка полезности для их отпрысков.
Кроме того, армянская диаспора очень разнородна и разобщена: есть, так называемые, местные армяне (потомки выходцев из Западной Армении), есть выходцы из Абхазии, Карабаха, Республики Армения и разных регионов территории, именуемой сегодня Азербайджаном. Эти группы отличаются друг от друга как по менталитету, так и по степени подверженности ассимиляции. Что же касается армянских организаций, которые иногда называют общинами, то большинство из них не проводит серьезной работы, которую можно было бы считать содействующей сопротивлению ассимиляции. В каких-то организациях не хватает финансов, в каких-то не хватает идей, и практически ни у кого нет системного подхода к работе, т.е. вся деятельность заключается, в лучшем случае, в проведении разовых мероприятий, связанных с армянскими национально-государственными датами. Одним из исключений может быть опыт Краснодара, где довольно эффективная работа проводится Пашковским Армянским Культурным Центром, сумевшими качественно и мобильно внедрять армянскую культуру в армянскую диаспору города. Однако, опять-таки повторюсь, что степень задействованности армянского населения в деятельности армянских организаций оставляет желать лучшего.
Связи с Республикой Армения и Арцахом у населения есть, но в основном только у тех, кто переехал на Северный Кавказ в последние годы или в годы существования СССР. У них остались на Родине родственники, с которыми поддерживаются контакты и оказывается материальная помощь.
Большинство местных армян (амшенцы, ванцы, артвинцы, мушцы и т.д.), попавшие в регион после геноцидов 1896 и 1915 годов, не имеют в РА даже родственников, а подавляющая часть их молодежи никогда в Армении не была.
.
- Каким Вам видится будущее армянских общин, проживающих в разных странах мира? Разделяете ли вы ту точку зрения, что рано или поздно диаспора должна переехать в Армению и, что в противном случае, ее в конце концов ждет полное растворение?
- Процессы ассимиляции всегда будут воздействовать на диаспору и всегда какая-то ее часть будет «теряться» среди других народов. Но, я уверен, что всегда будет оставаться определенный костяк, сопротивляющийся ассимиляции, хотя бы потому, что на сегодняшний день не имеет возможности вернуться на Родину. Я говорю, прежде всего, о тех, чья Родина – Западная Армения. Когда Вы спрашиваете должна ли диаспора переехать в Армению, я с вами готов согласиться, но, думаю, что мы по разному понимаем это слово – «Армения». Для меня Армения – это не только Ереван и территории вокруг него, но и то, что осталось по ту сторону Аракса.
.
- В Армении уже продолжительное время действует так называемое министерство Диаспоры. Есть ли у вас контакты с данной структурой и как бы вы оценили их деятельность?
- Вы задали больной вопрос. Я, как и многие другие деятели в Диаспоре, был горячим сторонником создания структуры, которая бы объединила вопросы и проблемы, стоящие перед диаспорой для их разрешения, структуры, которая бы представляла интересы Диаспоры в Республике Армения. Когда было объявлено о создании Министерства Диаспоры, моей первой реакцией было: «Наконец-то!». Однако, то, что я могу видеть на сегодняшний день, не отражает имевшихся ожиданий.
По моему мнению, главное, чем должно заниматься данное Министерство – это оказание методологической помощи армянским организациям Диаспоры в их становлении, поддержка их деятельности на местах. Не секрет, что задействованность армян Диаспоры в деятельности армянских организаций очень невелика, и потому, поддержка деятельности этих организаций с целью вовлечения к ним максимального количества армян Спюрка позволило бы уберечь их от ассимиляции и укрепить эти организации.
Но что мы видим на деле? Министерство «зациклилось» на организации турпоездок в Армению, оформляемых как «съезды профессионалов» (архитекторов, юристов, врачей и т.д.) или туры для молодежи (программа «Ари-Тун»). Мне совершенно непонятно как могут взаимодействовать юрист-армянин из России со своим коллегой из США. Мне непонятно, почему организацией туров для молодежи должно заниматься министерство, а не туристическое агентство? Понятно, что все это очень выгодные для кого-то мероприятия, например для отеля, в котором министерство поселяет гостей или для турфирмы, которую министерство определяет для организации программы «Ари-Тун». Но какая польза от всего этого армянству в целом? Какая от этого польза армянам Диаспоры?
Вторым важным направлением в деятельности министерства должно быть создание механизма репатриации на Родину для желающих, прежде всего для тех, кто покинул территорию Республики Армения в последние годы. Полагаю, что и в министерстве это понимают, ведь создали же для чего-то управление по репатриации. Но что мы знаем о его деятельности? Да ничего, кроме организованной конференции, посвященной репатриации армян Спюрка в Советскую Армению, а также той информации, которая указана на сайте Министерства Диаспоры, а именно: «в настоящее время управление, совместно с другими подразделениями, осуществляет подготовительные работы к запланированной на 21-22 апреля 2009 года Всеармянской конференции «21 век армянской архитектуры». Ничего не скажешь, работа управления очень «полезная» и «оперативная».
Раз уж затронул вопрос сайта Министерства, на котором не удосуживаются менять устаревшую информацию, добавлю, что за время существования министерства, можно было бы создать кроме армянского, также английский и русский разделы сайта, так как большая часть армян Диаспоры родным языком не владеет.
С большим интересом я прочитал интервью Министра Диаспоры, уважаемой Грануш Акобян, информагентству PanARMENIAN.Net (5 ноября 2009 г.), где она говорит: «Нам удалось провести серьезную работу с нашими общинами в Сочи, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Тюмени. Челябинске, Амуре. Мы с ними решаем вопросы создания воскресных армянских школ. Хочу отметить, что в России уже учреждены 6 таких школ, которым мы отправили книги и необходимые материалы. Мы сохраняем связь также с местными армянскими газетами». Не буду говорить за Тюмень, Челябинск и Амур, даже за Сочи с Ростовом промолчу, но в Краснодаре, где находится наша редакция, какая такая серьезная работа была проведена и с кем? Неужели приезд замминистра в Краснодар и его выступление на митинге 24 апреля является серьезной работой? Неужели получение нами учебников от МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ имеет какое-то отношение к МИНИСТЕРСТВУ ДИАСПОРЫ? О каких конкретных результатах «серьезной работы» можно говорить? Или это какая-то засекреченная деятельность, о которой не должно быть известно главному редактору газеты армян России?
Госпожа Акопян также сказала о сохранении связи с «местными армянскими газетами». Наверное, она имела в виду рассылку пресс-релизов министерства по электронным адресам газет и поздравление с Новым годом, которое, кстати, мне не удалось даже прочитать, так как в Министерстве диаспоры, по всей видимости, нет специалиста, который мог бы решить проблемы с кодировками при отправке писем.
Что касается контактов газеты «Еркрамас» с министерством, то контакты эти заключаются в получении нами пресс-релизов министерства и публикации некоторых материалов нашей газеты на сайте «Армяне Сегодня». В свою очередь и мы периодически используем информацию, появляющуюся на сайте «Армяне Сегодня». Контактом можно также назвать телефонный звонок одного из сотрудников миндиаспоры, в котором он выражал претензии к моему мнению о министерстве, которое я выразил на своей пресс-конференции в Ереване весной 2009 года, пытался учить меня как нужно делать газету и обижался, что редакция не высылает газету «Еркрамас» в министерство по почте.
В общем, к сожалению, пока я вижу лишь имитацию деятельности, а не саму деятельность.
.
- Каково ваше личное отношение и отношение армянской диаспоры Северного Кавказа в целом к так называемым армяно-турецким протоколам.
- Я не раз высказывал свое отношение к так называемым армяно-турецким протоколам, содержащим беспокоящие Диаспору пункты о признании границ и создании подкомиссии историков. Уже сейчас, даже без ратификации протоколов, их опасность очевидна и подтверждается поведением официальной Турции, увязывающей их ратификацию и исполнение с проазербайджанским решением азербайджано-карабахского конфликта. Если протоколы будут ратифицированы, то процесс признания Геноцида армян, вопросы возмещения потерь армянской нации и освобождения Западной Армении будут надолго отложены. Более серьезного удара по безопасности Республики Армения и армянства в целом трудно было представить.
Повторю сказанное мной ранее - признание и осуждение Турцией Геноцида армян, а также признание ею права потомков жертв Геноцида жить на своей исторической Родине – Западной Армении - должны стать предусловиями для нормализации отношений между Турцией и Арменией.
Сейчас, когда прогнозы противников протоколов сбываются, и мы все видим, что турок остается турком, использующим армяно-турецкие переговоры с целью решить карабахский вопрос в пользу Азербайджана и свести на нет усилия армянской диаспоры по решению Армянского Вопроса, руководство Армении должно пересмотреть свое отношение к происходящим процессам, и заявить о выходе из процесса так называемого «примирения».
Что касается отношения армянской диаспоры Северного Кавказа в целом, то, как это отношение измерить? Подавляющее большинство армян региона никак не участвует в деятельности армянских организаций, не читает армянской прессы, не смотрит армянского телевидения. Что говорить о простых людях, если даже многие руководители армянских организаций по сей день не знакомы с текстами протоколов, и считают что речь идет о противостоянии сторонников и противников открытия армяно-турецкой границы. В связи с этим я могу говорить лишь о реакции читателей газеты «Еркрамас». Мы еще никогда не получали такого количества писем, телефонных звонков и посланий по интернет-связи, как после подписания в Цюрихе армяно-турецких протоколов. Не было ни одного человека, который поддержал бы решение руководства РА. Об эпитетах, которыми наши читатели награждали главу МИД РА Э.Налбандяна я даже говорить не буду, самоцензура не позволяет.
На сайте газеты был начат сбор подписей под Обращением к руководителям РА, призывающем отказаться от подписания и ратификации протоколов. На сегодняшний день собрано более 1200 подписей. Конечно, это не вся диаспора, но это ее наиболее активная и сознательная часть – руководители многих армянских организаций России, деятели СМИ, культуры, науки, студенчество. Помимо протеста против протоколов в данном Обращении содержится также конкретное предложение, преследующее цель исключить в будущем возможность принятия руководством Армении решений, затрагивающих интересы всего армянства. В Обращении предлагается учредить при Президенте Армении Общенациональный Совет, который будет состоять из представителей Республики Армения, Нагорно-Карабахской Республики, Джавахка и Диаспоры, в соотношении, отражающем численность армян в этих субъектах Армянского Мира. Данный Совет будет призван вывести вопросы армяно-турецких отношений из ведения МИД РА, сняв с него право на принятие решений, требующих мнения всего мирового армянства.
Вероятно, кто-то скажет, что Диаспора слишком много на себя берет. Но я не считаю возможным оставлять судьбу Диаспоры и будущее Западной Армении в руках парламента, спикер которого считает, что для занятия политикой ума не нужно и в руках МИДа, руководитель которого позволяет иностранцам хлопать себя по щечкам.
.
- В рамках своего панармянского турне по диаспоре президент Армении Серж Саргсян посетил также Ростов для «разъяснения армяно-турецких протоколов». Можете представить подробности встречи? И почему по сравнению с другими местами, где Сержа Саргсяна встречали массовыми акциями протеста, местная армянская диаспора проявила мягко говоря толерантность?
- Подробности встречи я приводил в своем отчете на сайте газеты «Еркрамас», не буду повторяться, с отчетом можно познакомиться здесь http://www.yerkramas.do.am/news/vedushhie_armjanskie_organizacii_rossii_podpisanie_protokolov_ne_privetstvujut/2009-10-08-11085
Да, по сравнению с другими встречами С.Саргсяна, ростовская прошла достаточно спокойно, без шумных акций протеста. Но это не является свидетельством «толерантности» армянской диаспоры, скорее всего, организаторы встречи качественно исполнили возложенные на них обязанности. Однако, среди приглашенных на встречу с президентом, списки которых представлялись местными общинами, в числе прочих, были люди, не имеющие никакого отношения к армянскому общественному движению, и, в то же время, не были приглашены такие информированные деятели, как, например, главный редактор журнала «Анив». Было также много бизнесменов, у которых просто нет времени думать об армяно-турецких отношениях. Не случайно, от одного из таких предпринимателей на встрече прозвучало предложение «скинуться и купить Арарат».
Думаю также, что сам выбор места встречи – Ростов-на-Дону, а не Москва, был связан с желанием организаторов «панармянского турне» дать президенту морально отдохнуть перед возвращением в Ереван. Уверен, что если бы встреча прошла в Москве, где армянская диаспора имеет опыт митингов и шествий, а армянские организации находятся на более высоком политическом уровне, по сравнению с югом России, без акций протеста не обошлось бы.
ARMENIA Today