Очередной визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион азербайджано-карабахского конфликта не внес ясности в содержание переговорного процесса, точнее, во все еще мучающий общественность Армении, Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджана вопрос о том, были ли предложены США новые идеи, как это анансировала госсекретарь Хиллари Клинтон 4 июня в Ереване, и если да, то какие. Ничего нового посредники пока не сказали.
Визит сопредседателей Роберта Брадтке (США), Игоря Попова (Россия) и Жака Фора (Франция) начался 10 июля с Азербайджана, где они практически не общались с журналистами, пообещав им выступить с заявлением по итогам визита и сообщив, что по завершении нынешнего визита планируется повторная встреча с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана. Встреча президентов двух стран пока не запланирована. “В ближайшей перспективе, возможно, по окончании летних каникул мы встретимся с главами МИД Азербайджана и Армении сначала по отдельности, затем же планируем организовать совместную встречу. По этой причине пока речь о встрече президентов не ведется”, - сказал Игорь Попов.
11 июля из Баку посредники направились на азербайджано-карабахскую границу, которую пересекли по специально разминированному для этого случая коридору. Кстати, последний раз сопредседатели МГ ОБСЕ пересекали карабахско-азербайджанскую границу в апреле 2011г. По словам Р.Брадтке, посредники считают очень важным “продолжать практику пересечения линии соприкосновения войск”. “Это подчеркивает важность сохранения режима прекращения огня. Линия соприкосновения должна постоянно быть линией, разделяющей людей в этом регионе”, - подчеркнул американский дипломат.
Уже в Степанакерте посредники сообщили журналистам, что одним из актуальных вопросов продолжающегося регионального визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта является вопрос расследования инцидентов на линии соприкосновения. По словам российского сопредседателя Игоря Попова, посредники подготовили проект документа о механизмах расследования инцидентов на линии соприкосновения, который передали сторонам на рассмотрение, после чего стороны попросили доработать его. Проект, который пока находится в рабочей стадии, обсудили также эксперты ОБСЕ, представители группы военного планирования, однако “к сожалению, пока этот документ не задействован, мы становимся свидетелями инцидентов, таких, которые имели место 4 и 6 июня сего года”. А отвод снайперов с линии соприкосновения - один из “болезненных вопросов“, который посредникам пока не удается решить.
Отвечая на вопрос об участии НКР в переговорах, Игорь Попов отметил, что посредники все время говорили о том, что на определенной стадии Карабах должен подключиться к переговорам. “Когда эта стадия наступит, я сейчас не могу сказать, но могу предположить, что когда начнется обсуждение деталей мирного договора, то, вероятно, формат переговорщиков может быть расширен“, - сказал он.
Все это было сказано после встречи сопредседателей с президентом НКР Баку Саакяном и обсуждения вопросов, касающихся урегулирования азербайджано-карабахского конфликта и региональных процессов. В ходе переговоров глава Арцаха отметил, что самым большим препятствием на пути урегулирования конфликта являются деструктивная политика Азербайджана и искаженный формат переговоров. В данном контексте глава государства призвал сопредседателей Минской группы ОБСЕ продолжить работу по переводу Азербайджана в конструктивное русло и восстановлению полноценного переговорного формата.
Судя по ответам И.Попова, сопредседатели в этом вопросе продолжают потворствовать Азербайджану, которые с 1997г. отказывается садиться за стол переговоров с представителями НКР, стремясь перевести конфликт из плоскости борьбы арцахцев за реализацию своего права на самоопределение (сегодня уже - за признание добытой в развязанной Азербайджаном войне независимости) в плоскость территориального спора с Арменией.
Нежелание стран-сопредседателей, исходящих из собственных геополитических интересов, признать сложившиеся по итогам войны реалии и привело к ужесточению позиции Азербайджана, продолжающего надеяться на то, что международное сообщество преподнесет ему Арцах на блюдечке с голубой каемочкой. В день приезда сопредседателей в Баку завотделом внешних связей администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов в очередной раз попытался “вразумить” посредников призывом к странам-сопредседателям Минской группы ОБСЕ “усилить давление на Армению, иначе их визиты в регион карабахского конфликта так и останутся безрезультатными”. Разочарованный отсутствием результатов на встречах президентов Армении и Азербайджана в Казани и Сочи под эгидой главы России Дмитрия Медведева, Мамедов предпринял попытку апеллировать к Западу, который, как он считает, “лучше осознав ситуацию, должен предпринять адекватные шаги в соответствии с миссией сопредседателей”.
Однако и Запад, как с недоумением отмечают азербайджанские СМИ, не торопится “решать проблему Карабаха по азербайджанскому сценарию”, а, напротив, все жестче выражает недовольство ситуацией с правами человека в Азербайджане.
В очередном ежегодном докладе “Nations in Transition” Международной правозащитной организации Human Rights Watch отмечается, что правление президента Ильхама Алиева привело Азербайджан к полноценному авторитаризму, которому характерны нетерпимость к инакомыслию и неуважение к гражданским и политическим правам. Эта тенденция сохранилась и в 2011 году, когда правящий в Азербайджане режим систематически подавлял молодежную и политическую активность и применял ограничительные меры в отношении религиозных свобод. Азербайджан неизменно входит в число наиболее коррумпированных стран мира, и в 2011г. доклад “Индекс восприятия коррупции” Международной организации Transparency Internationalа поместил Азербайджан на 143 место среди 186 стран. Коррупция в Азербайджане охватывает все классы и сферы общества, взятки распространены на всех уровнях, включая высокопоставленных чиновников. Прогнозируя ситуацию, Human Rights Watch пишет, что в 2012г. авторитаризм в Азербайджане продолжит углубляться под правлением Алиева, особенно в преддверии президентских выборов 2013г. Коррумпированная элита продолжит обогащаться за счет углеводородных запасов, уважение к гражданским и политическим правам вряд ли повысится, а милитаризация Азербайджана и неустойчивая безопасность вдоль нагорно-карабахской границы продолжит подвергать риску эскалацию конфликта.
8 июля Парламентская Ассамблея ОБСЕ приняла так называемую “резолюцию Магнитского” - документ, призывающий страны Европы ввести санкции против российских чиновников, виновных в нарушении прав человека. Речь идет, в частности, о госслужащих, ответственных за преследование собственных разоблачителей, например, должностных лиц, виновных в гибели юриста Фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. ПА ОБСЕ “приветствует принятые в 2011г. решения Госдепартамента США, МИД Великобритании и парламента Голландии об отказе во въездных визах почти 60 российским должностным лицам, считающимся причастными к гибели Сергея Магнитского в результате бездействия российских властей”.
Вплотную к принятию “закона Магнитского” подошли США.Законопроект одобрен Комитетом по международным делам Сената. Как стало известно “Коммерсанту”, Белому дому удалось добиться внесения в него двух важных изменений: к ответственности за нарушение прав человека будут привлечены не только россияне, но и чиновники других стран, а Госдеп получил право не раскрывать имена из черного списка.
Как сообщает Haggin.az со ссылкой на дипломатические источники, посольства США и Великобритании в Баку фактически начали применять в отношении Азербайджана аналогичный механизм. “Начали с представителей правоохранительных органов. Уже принято решение о невыдаче виз некоторым сотрудникам МНБ и МВД, которые засветились в пытках и нечеловеческом обращении против оппозиционных активистов”, - сообщил сайту диписточник. По словам того же источника, это - неформальное решение, своеобразное предупреждение азербайджанским властям, и если азербайджанское правительство не учтет рекомендаций и советов Запада, то “механизм Магнитского” будет включен против Азербайджана на всю катушку.
Гаянэ МОВСЕСЯН, "Республика Армения"