“Армения, Турция и 2015 год”, - так озаглавлена статья в Today’s Zaman, ставящая под вопрос готовность турок “достойно встретить” 100-летнюю годовщину геноцида армян
К сожалению, Армянский вопрос становится темой внутриполитических дебатов в Турции лишь тогда, когда парламенты стран Запада выносят на обсуждение резолюции о геноциде. Стоит Конгрессу США или Сенату Франции затронуть события 1915 года, как в Турции тут же набирает обороты националистическая риторика, пишет автор публикации Омер Ташпинар.
Националистическая риторика нагнетает атмосферу в стране и не дает возможности обществу разобраться, почему весь мир интерпретирует события 1915 года в одном ключе, а Турция — в ином... До 2015 года, 100-летней годовщины геноцида армян, осталось менее трех лет. Уже сейчас очевидно, что, как и прежде, исключительно внешние импульсы будут провоцировать обсуждение этого вопроса в Турецкой Республике. Только вот с учетом даты резонанс этих событий в мире будет сильнее, соответственно и турецкая реакция может быть еще более необузданной, прогнозирует обозреватель Zaman, прежде чем перейти к своим рекомендациям.
“Что следует предпринять, чтобы избежать этого сурового испытания? Первая мысль, которая приходит на ум, — начать думать о налаживании армяно-турецких отношений еще до того, как мы ощутим давление “тикающих часов”. Ведь чем ближе 2015 год, тем труднее будет убедить Армению и международное сообщество, что наш жест к примирению не является отчаянной попыткой, призванной заглушить звучащие в наш адрес обвинения в геноциде”. По мнению политолога, вместо того чтобы паниковать, турецкому правительству следует выработать многоаспектную стратегию. Первый “пункт” этой стратегии — открытие границы с Арменией. “Это должно стать односторонним жестом доброй воли, не зависящим от замороженного протокольного процесса.”
Автор комментария напоминает, что правительство Эрдогана увязало ратификацию подписанных в Цюрихе протоколов с урегулированием нагорно-карабахского конфликта. “Эта политика практически заблокировала весь процесс, поскольку президенту Армении уже невозможно убедить общественность в Армении и многочисленную армянскую диаспору в том, что Турция всерьез намерена нормализовать отношения без каких-либо предусловий. Решение турецкого правительства о предъявлении Еревану предусловий было недальновидным. Сейчас любая попытка ратифицировать протоколы столкнется с мощным сопротивлением азербайджанцев, вот почему Анкаре ничего не остается, как продемонстрировать односторонний жест доброй воли”. Словом, открыть границу.
“Второй шаг стратегии — инициирование в Турции дебатов по Армянскому вопросу в контексте, как выражается министр Давутоглу, “справедливой памяти”. Давутоглу представляет себе это как рассуждения о более глобальной гуманитарной катастрофе, в дополнение к армянским страданиям он предлагает помянуть и турецкие потери. Министр недавно сказал журналистам, что следует акцентировать “общую трагедию” и соответственно проявлять “двустороннюю” эмпатию”. Этот тезис при всей его проблематичности все же лучше, чем отрицание событий 1915 года”, — считает автор публикации. Но при этом он отмечает: “До тех пор, пока не будет официального извинения со стороны Турции за случившееся с армянами в 1915 году, наподобие того, что премьер-министр Эрдоган артикулировал применительно к событиям в Дерсиме, никто не станет слушать рассказы в жанре “справедливой памяти”.
...Автор справедливо полагает, что не стоит ожидать от Армении сочувствия по поводу турецких потерь. “В конце концов Армения и армяне не несут ответственности за турецкую агонию в Галлиполи, за потери оттоманцев во время Первой мировой войны. Между тем трудно отрицать ответственность турок за трагедию 1915 года. “Справедливая память” требует, чтобы мы честно взглянули на Анатолию. Пока не извинимся, мы не сможем примириться с абсолютным отсутствием армян в Восточной Анатолии...” — пишет в заключение комментария Омер Ташпинар.
Отдел политики газеты "Новое время"