Недавнее заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ относительно Степанакертского аэропорта удивительным образом высветила три важных направления азербайджанской пропаганды. Напомним, в заявлении сопредседателей сообщается, что конфликтующие стороны заверили, что отвергают применение и угрозу применения силы против гражданских самолетов. Сопредседатели также попробовали успокоить Азербайджан: «Деятельность Степанакертского аэропорта не может быть использована с целью поддержки действий, направленных на изменение статуса Нагорного Карабаха».
С последней мыслью невозможно не согласиться: Степанакертский аэропорт действительно не может быть использован в целях изменения существующего государственного статуса Республики Арцах. Надо сказать, что в Баку также понимают это, и пользуются любой возможностью для попыток выхолащивания и нейтрализации восприятия государственной основы Республики Арцах. Так, в Азербайджане с маниакальным упорством стараются избежать выражения Нагорно-Карабахская Республика или Республика Арцах, а когда это не удается, старательно закавычивают как название государства, так и обозначение любой должности в нем. С тем же упорством бакинские пропагандисты называют Армию обороны НКР Армией Армении, намеренно путают экономику Арцаха с экономикой Армении и так далее. Интересно, что таким образом бакинские идеологи, сами того явно не желая, расшифровывают глубинную идею Миацума.
Несмотря на это, Азербайджан продолжает пропаганду против государственного статуса Республики Арцах. В концентрированном виде «аргументы» Азербайджана в этой «борьбе» изложил глава бакинского Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу: «В так называемой «Нагорно-Карабахской Республике» (Кавычки от М.Ахмедоглу. – Л.М.-Ш.) нет ничего, соответствующего понятию «государство», да и быть не может». «Такого государства, как «НКР», нет, и быть не может». Аргумент «нет и быть не может», конечно, убедительный, и, тем не менее, его стоит рассмотреть.
В самом деле, в международном праве отсутствует универсальное и признанное всеми странами определение понятия «государство», чем и пытается сегодня манипулировать Азербайджан. Однако в том же международном праве существует множество общепринятых признаков государства, важнейшим из которых является его суверенитет, то есть полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на своей территории. Власть государства, верховенство его закона на его территории осуществляется свободно, независимо от каких-либо внешних вмешательств, и признается его населением – гражданами.
Государство обладает единой политической силой на всей территории, создает правила поведения (Конституция, законы, кодексы), обладает символикой (герб, флаг, гимн), владеет собственностью, имеет собственную денежную единицу. Важнейшим признаком государства является наличие его вооруженная организация – армия – призванная защитить при необходимости государственный суверенитет страны и неприкосновенность ее границ от проявлений внешних агрессий.
Таким образом, из всех существующих важнейших признаков государства Республика Арцах не имеет лишь собственной валюты, однако данный признак государства, безусловно, устарел. Достаточно напомнить, что общеевропейская валюта евро сегодня является официальной валютой 17 государств.
Аргумент, используемый, кстати, не только Азербайджаном, о том, что Республика Арцах не признана со стороны других государств, совершенно несостоятелен. Согласно международному праву, Арцах является субъектом международного права с самого своего провозглашения 2 сентября 1991 года. Более того, при определенных условиях субъектами международного права признаются ведущие национально-освободительную борьбу нации и народы, избравшие в процессе этой борьбы пользующиеся функциями публичной власти органы управления. Возникающая с самого провозглашения международная правосубъектность государств не зависит от их признания другими государствами. В пояснительном документе ООН указано, что «Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только другие государства и правительства. Как правило, этот акт означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединенных Наций не является ни государством, ни правительством и поэтому не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство».
Вывод из приведенного однозначен: при наличии необходимых признаков государство может считаться таковым, если оно признано собственным населением. Республика Арцах является состоявшимся государством, несравнимо более прочным и, тем более, законным, чем, например, та же Азербайджанская Республика, раз за разом включаемая авторитетными международными институтами и экспертами в список провальных, несостоявшихся государств.
Деятельность Степанакертского аэропорта на самом деле не может быть использована с целью поддержки действий, направленных на изменение статуса Республики Арцах.
Между тем, угрозы Баку сбить летящие в Степанакерт гражданские самолеты, возобновившиеся сразу после окончания визита в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ, преследуют именно эту цель. Азербайджан стремится угрозой применения силы лишить Республику Арцах статуса независимого государства. «Считаю, что в вопросе открытия аэропорта в Ханкенди (Степанакерт. – Л.М.-Ш.) нам следует более резко выражать свою позицию. В Ереване, а также в международных организациях, должны четко понять, что Азербайджан непреклонен в вопросе угрозы суверенитету своего воздушного пространства и может пойти на радикальные шаги для его обеспечения. В этом вопросе церемониться с агрессором нельзя», - считает азербайджанский военный эксперт Узеир Джафаров.
Вынужденно повторяя корявые формулировки азербайджанского эксперта, отметим, что «суверенитет воздушного пространства» ничуть не более важен, чем «суверенитет наземного пространства». И в данной фразе Джафарова заложены совсем другие посылы. Обратим внимание: аэропорт строится в столице республики Арцах, а «понять» должны в Ереване. Республика Арцах зародилась в результате победной национально-освободительной борьбы и реализации права народов на самоопределение, а азербайджанский эксперт толкует об «агрессоре», под которым имеет в виду Армению.
В Азербайджане хорошо понимают ущербность и вытекающую из него уязвимость своей позиции, а потому стремятся сместить акценты, ввести в заблуждение не сопредседателей Минской группы ОБСЕ – они хорошо информированы – а далекую от политики Международную организацию гражданской авиации (ИКАО). То же понимание ущербности своих позиций заставляет Азербайджан всякий раз и во всех международных инстанциях прибегать к своему излюбленному и, по большому счету, единственному «аргументу», способному повлиять на мнение мирового сообщества – угрозе возобновления агрессии.
Порожденный правовым бессилием, аргумент этот широко используется всеми политическими деятелями Азербайджана: президентом, сотрудниками его аппарата, министрами, дипломатами, оппозиционерами. Насколько он действенен, показали не только итоги агрессии Азербайджана в 1991 – 1994 годах, но и результаты недавних диверсионных вылазок, следствием которых стали 47 уничтоженных армянскими бойцами диверсантов Азербайджана. Армянская армия блестяще справляется со своей задачей, чего, к сожалению, нельзя сказать об армянской дипломатии, слабо, или вовсе не использующая данные нам историей и международным правом преимущества. Пожалуй, это единственный, но очень важный минус в деятельности Республики Арцах: обладая всеми правами и возможностями суверенного государства, полностью и эффективно реализуя эти права во всех сферах внутренней жизни государства, Степанакерт существенно отстает в защите своих прав во внешней политике.
Агрессивное поведение Азербайджана необходимо использовать в свою пользу, благо, Баку, поднимая вопрос «неправомочности» государственных актов и решений Республики Арцах, дает нам возможность пропагандировать и аргументировать свои решения. ИКАО – не частный случай, а одна из большой и пока еще нескончаемой серии возможностей, предоставляемых нам Азербайджаном. Туризм, банковская и коммуникационные сферы, спорт, наука, - надо идти вперед и вынуждать Баку протестовать против нашего присутствия. Протесты Азербайджана дают нам возможность пропагандировать и защищать свое право, заставлять говорить о Республике Арцах, добиваться признания не только правового, но и политического.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, http://voskanapat.info/