«Ушел однажды человек и навсегда исчез!..», – написал Александр Галич о замечательном поэте Данииле Хармсе. Примерно то же можно сказать о куда менее известном поэте и более известном арт-дилере Гарабеде Басмаджяне, которого звали Гаригом, а в России и вовсе Гариком. Дело о таинственном исчезновении и, скорее всего, убийстве Басмаджяна в Москве 23 года назад остается одним из самых значительных «висяков», то есть не раскрытых преступлений. Басмаджян родился в Иерусалиме в 1947 году, вырос в Израиле и в 1966 году поехал на родину предков в Армению. В Ереване он учился на филфаке университета и там познакомился с гражданкой Франции и тоже армянкой Варварой, которая стала его женой. В 1972 году они обосновались в Париже, где Гариг издавал свои стихи, писал статьи об искусстве, занимался переводами и вскоре начал приобретать картины. В доме № 90 на бульваре Распай он открыл Galerie Garig Basmadjan и со временем собрал уникальную коллекцию произведений русской и советской живописи. В 1988 году часть его коллекции выставлялась в московской Третьяковке и в питерском Эрмитаже.
24 июля 1989 года 41-летний Басмаджян в очередной раз прилетел в СССР по приглашению министерства культуры. Три дня он провел в Ленинграде и приехал в Москву, где остановился в 703 номере гостиницы «Россия». Ближе к полудню 29 июля он беседовал в своем номере с тремя знакомыми армянами. По их словам, Басмаджяну кто-то позвонил, он по-русски сказал, что через 10 минут выйдет, взял свой паспорт и вместе с ними спустился в холл гостиницы, где обещал им вернуться через пару часов. С тех пор Гарига Басмаджяна никто не видел. Появилось сообщение, будто московская милиция обнаружила его забрызганный кровью «Мерседес», и пошли слухи, будто его убили, а тело «пропустили через мясорубку» и разбросали по Подмосковью. Затем из Франции, где это дело также расследуется, поступило уточнение, будто Басмаджяна заманили в музей на ул. Петровка для покупки картин на крупную сумму и там убили, а тело сожгли в котельной музея.
По данным российского расследования, в холле «России» Басмаджяна ждал мужчина лет 30, с которым он вышел на улицу и сел в кофейного цвета «Жигули» модели 2104 или 2108. За рулем «Жигулей» сидел мужчина, в розыскном бюллетене обозначенный, как «на вид 30 лет, рост 170 – 175 см, плотного телосложения, тип лица европейский, волосы светло-русые, вьющиеся. Одет: бежевые брюки и такого же цвета рубашка типа балахон»...
У парижского судебного следователя Патрика Рамеля, есть данные, которые он получил от французской контрразведки DST (Direction de la Surveillance du Territoire), где уточнятся, что за рулем «жигуленка» сидел россиянин Александр Сергеевич Подлесный, он же Алекс Яаари, которого в Канаде считают убийцей и членом «русской мафии», а французы – возможным участником похищения и убийства Гарига Басмаджяна.
Подлесный родился 14 августа 1959 года в Магадане. В 17 лет Александр получил первый срок – за изнасилование. В 23 года он был на свободе, и его вторым сроком стали три с половиной года лишения свободы за за пьяную драку на танцплощадке. Через пару лет после освобождения, в конце 1980-х годов, Подлесный оказался в Москве, где застал распад СССР и активно включился в бандитский беспредел того периода. В начале 1990-х годов он выдал себя за еврея и эмигрировал в Израиль, где сменил фамилию на Яаари (что на иврите значит «соты»). В январе 1991 года он появился в Торонто по гостевой визе и во въездных документах указал, что в России был тренером по боксу, а в Израиле моряком. Через несколько недель Алекс Яаари женился на женщине, с которой его познакомили.
9 июля 1991 года в Торонто ограбили 35-летнего ювелира Михаила Клейнберга, у которого забрали кольца на общую сумму примерно в 3,5 млн долларов. Два грабителя в масках действовали очень профессионально, но при этом так туго связали Клейнберга, что он задохнулся. Фотографии похищенных у канадского ювелира колец были разосланы через Интерпол, и вскоре торонтская полиция получила сообщение из Австрии, что часть колец Клейнберга с клеймом его фирмы оказалась у одного «русского», которого арестовали в Вене за нападение. Этим «русским» был Алекс Яаари.
В Вену вылетели тогдашний замначальника торонтской полиции Стив Реесор и детектив Броди Смоллет. Там они неожиданно встретились с российскими коллегами – полковником МВД и майором КГБ, которые тоже прибыли по душу Подлесного, но совсем по другому делу. Речь шла о причастности Подлесного к похищению и убийству Гарига Басмаджяна. Оба преступления, в которых подозревали Подлесного-Яаари, были относительно свежими, и австрийские власти, получив легальный шанс избавиться от «русского бандита», предпочли выдать его не в Россию, а в Канаду.
В октябре 1992 года Яаари доставили в Торонто. Суд состоялся в марте 1994 года, его признали виновным в грабеже и непредумышленном убийстве Михаила Клейнберга, приговорили к 16 годам лишения свободы и отправили в тюрьму усиленного режима Варкворт в провинции Онтарио. Дело Подлесного-Яаари в полиции Торонто считают «рассветом новой эры местной организованной преступности с появлением волны умных и опасных преступников из бывшего СССР». Подлесный через адвокатов добивался досрочного освобождения, но во всех инстанциях получал отказы.
Поскольку пропавший без вести в Москве Гариг Басмаджян был гражданином Франции, его делом занимаются российские и французские власти. В середине октября 1990 года в Париж ненадолго прибыли прокурор Главного следственного управления Прокуратуры СССР Владислав Семшов и сотрудник Главного управления розыска МВД СССР Николай Цыбулин. Несколько лет назад парижский следователь Патрик Рамель прилетел в Канаду, чтобы допросить Подлесного, но ему это не удалось. Зато Рамелю удалось убедить канадские власти, что Подлесного-Яаари следует экстрадировать во Францию для расследования дела о похищении и возможном убийстве французского гражданина на территории России.
В Париже Патрику Рамелю помогла его родная контрразведка, вручив 7 страниц заключения о ходе расследования «дела Басмаджяна» в России. По этому делу там, оказывается, были допрошены 900 знакомых Гарига, проверены 4127 автомобилей, 134 больницы, осмотрены 70 тысяч подвалов и чердаков... Но самое главное, в заключении DST «нарисовался» американский след. Там были названы три человека, которым Басмаджян якобы заказал в Москве для покупки 20 картин. Это Олег Асмаков, он же Алекс Тейм и он же Алик Магадан, который в 1980-х годах разбойничал в Нью-Йорке, сколотив банду иммигрантов из бывшего СССР. Если верить одному из бывших членов этой банды Леониду Ройтману по кличке Леня Длинный, 29 марта 1992 года Алика Магадана застрелил в Киеве другой бывший член его банды Вячеслав Константиновский, ныне уважаемый украинский бизнесмен. По словам Длинного, тело убитого Асмакова «заморозили в рыбном цеху, а потом… распилили и закопали по городу…в лесопосадках». Вторым участником предполагаемого похищения и убийства Гарига Басмаджяна французская контрразведка, со ссылкой на российские источники, называет «бывшего боксера Александра Подлесного, он же Алекс Яаари», а третьим – проживающего в США Алекса Г., который «на допросе в ФБР в 1993 году заявил, что Басмаджян имел связи в КГБ».
В апреле 2010 года Подлесного-Яаари переправили из канадской тюрьмы в знаменитую парижскую «Санте» – тюрьму особого режима. Два месяца назад он вышел на свободу под залог в 10 тыс. евро с обязательством до суда или до прекращения дела оставаться на территории Франции. Сесар Гренассия, парижский адвокат Подлесного-Яаари, отмечает, что французские правоохранители ни словом не упоминают о возможной причастности его клиента к «русской мафии». Подробности дела о пропаже Басмаджяна адвокат не комментирует, поскольку во Франции запрещено до окончания расследования разглашать его детали. Материалы французского расследования «дела Басмаджяна» пока засекречены, зато с российской стороны их полным-полно, хотя толка от этого мало. Но, так или иначе, все три подозреваемых в этом «висяке» – русские, оказавшиеся в Америке, причем двое в Нью-Йорке.
http://news.rusrek.com