Читаешь заявления России, США, Евросоюза, сопредседателей Минской группы ОБСЕ по поводу помилования Рамиля Сафарова и понимаешь, что мир кардинально изменился. Еще недавно мировая политика делалась для распространения демократии и гуманизма или, по крайней мере, под этим лозунгом. Сейчас эти слова даже не упоминаются в заявлениях – говорится лишь о региональной безопасности и вероятности новой войны. Хотя речь идет о самом в мире антигуманном и антидемократическим шаге – героизации человека, который зарубил топором другого человека, потому что тот другой национальности.
Но если нет гуманизма и демократии, на чем сейчас строится мировая политика? Это очень важно понять в Армении, которая стоит на перепутье и должна выбирать ценностную систему, наиболее близкую ей. Армения всегда интуитивно стремилась к гуманизму и демократии, отвергая чуждые ей антигуманные культуры, хотя порой приходилось принимать их как господствующие. Но именно христианские принципы гуманизма и равенства позволил армянам 1700 лет не отказываться от этой религии, находясь в самом горниле мусульманского мира.
Провозгласив курс на европейские ценности, Армения, казалось бы, как никогда близко подошла к тому, чтобы гуманизм и демократия стали господствующими идеологиями в стране. Но тут вдруг выясняется, что в Европе эти ценности давно используются избирательно, зачастую ради фасада. Конечно, основополагающие принципы демократии действуют в Европе, это касается и выборов, и суда, и равенства, и прав человека, но за пределами ЕС европейцы как бы не считают обязательным придерживаться этих принципов.
В США, где демократия достигла значимых высот, сейчас тоже происходят интересные события. За несколько месяцев до президентских выборов стала обсуждаться расовая принадлежность Обамы, и уже говорят, что он свою миссию выполнил – доказал, что самая дискриминированная часть общества – темнокожие – может иметь своего президента. Теперь, видимо, настал черед другой «дискриминированной» части – религиозных меньшинств, и Митту Ромни предстоит доказать, что в США мормон может стать президентом. Следующим, по логике, должна быть женщина, которая докажет половое равенство в США.
Все это мило, но немного искусственно. Потому что настоящая демократия предполагает не демонстративные шаги, а настоящую равную конкуренцию. А гуманизм предполагает однозначные оценки.
Гуманизм и демократия действительно в крови армян, которые не кровожадны по природе, предпочитают мирный, интеллектуальный или коммерческий труд, привыкли поддерживать друг друга. Но гуманизм и демократия должны поддерживаться чувством собственного достоинства и свободы, которые будут позволять отстаивать свои права и права других.
Наира Айрумян, http://www.lragir.am