Экстрадиции и помилования осужденного на пожизненное заключение за убийство армянского офицера Рамиля Сафарова и создавшейся вследствие этого ситуации в регионе коснулось российское издание «Свободная пресса».
Коснувшись звучащих в Армении мнений о том, что следует признать Нагорно-Карабахскую Республику издание отмечает, что это вызвано решением Венгрии об экстрадиции в Баку лейтенанта азербайджанской армии Рамиля Сафарова, отбывавшего в Будапеште тюремный срок за убийство армянского офицера.
Напомним, 19 февраля 2004 года Сафаров зарубил топором своего спящего коллегу из Армении Гургена Маргаряна. Оба офицера проходили в венгерской столице курс английского языка в рамках программы НАТО «Сотрудничество во имя мира». Суд Венгрии приговорил преступника к пожизненному тюремному заключению без права амнистии в первые 30 лет. Однако 31 августа нынешнего года Сафаров был неожиданно экстрадирован на родину. И незамедлительно помилован президентом Ильхамом Алиевым. Более того: на следующий день Сафаров получил звание майора, жалованье за проведенные в тюрьме годы и квартиру в подарок от руководства страны. В прессе есть сообщения о том, что Венгрия экстрадировала офицера непосредственно после того, как Азербайджан пообещал купить государственные облигации этой страны на сумму от 2 до 3 миллиардов долларов, чтобы помочь ей в погашении государственного долга.
Газета попыталась получить ответ на вопрос, не приведет ли признание Арменией Нагорного Карабаха независимым государством к новой войне в Закавказье у экспертов.
Мы попросили ответить на этот вопрос заместителя президента Академии геополитических проблем, доктора военных наук, капитана 1-го ранга Константина Сивкова:
«Решение проблемы Нагорного Карабаха путем признания его независимым государством стало бы одним из наиболее эффективных выходов из этого вечного спора между Арменией и Азербайджаном. Это будет компромиссным решением, - отметил заместитель президента Академии геополитических проблем России, доктор военных наук Константин Сивков. - Говоря о бряцании оружием со стороны Азербайджана, нужно заметить, что его народ сейчас переживает не лучшие времена. В этих условиях единственным способом повысить падающий авторитет Алиева может стать маленькая победоносная война. Это известная история всех провальных режимов, когда они внутренние проблемы пытаются решить маленькой военной победой. Есть признаки того, что руководство Азербайджана готово перейти от слов к делу».
В ответ на замечание о росте ВВП Азербайджана, Сивков отметил: «В Азербайджане нет никаких особенных успехов в экономике. Страна сидит на доходах с нефти, никакого промышленного или научно-технического развития там нет. Когда внутри страны все в порядке, нет никакой необходимости раз за разом поднимать такую больную для народа тему, как проблема Нагорного Карабаха».
На вопрос, кто в случае начала конфликта одержит победу, он подчеркнул: «Нужно помнить, что победа определяется не только количеством и качеством вооружения, но и моральным духом солдат. Более того, моральный дух по-прежнему играет решающую роль на поле боя, подтверждением чего является провал американских войск в Ираке и Афганистане. В Ираке пришли к власти проирански настроенные шииты, и в Афганистане власть возвращают разбитые ранее талибы, также ориентированные на Иран. Если же сравнивать армянскую и азербайджанскую армии, то необходимо признать, что моральный дух армян намного выше. Более того, азербайджанцы как воины исторически показали себя не лучшим образом. В частности, по опыту Великой Отечественной войны.
Но даже если учитывать только боевой потенциал азербайджанских и армянских армий, шансов на успех у Баку очень немного. Действительно, по количеству и отчасти по качеству войск и техники Азербайджан имеет преимущество над своим противником, но Нагорно-Карабахская область обладает очень небольшой оперативной емкостью войск. С учетом горного ландшафта, там можно развернуть максимум 2-3 дивизии. Столько есть у каждой из сторон. Поэтому военные действия в районе будут вестись сопоставимыми по численности группировками. ВВС есть также у обеих сторон, и их силы примерно равны, но применение авиации будет затруднено опять же особенностями местности.
При этом сопоставлять силы двух государств, не принимая во внимание Россию как военного игрока, неверно. Потому что в Армении находится российская 102-я военная база. Армения является членом ОДКБ. А значит, в случае нападения на нее мы обязаны будем оказать ей военную помощь. Кроме того, Армения входит в состав единой с нами системы ПВО, с которой неизбежно столкнется Азербайджан. Поэтому сейчас влезать в войну с Ереваном для Баку смерти подобно.
Схожей точки зрения придерживается кандидат философских наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктор Надеин-Раевский: «Уже давно ситуация, сложившаяся между двумя странами, находится в крайне опасной точке. Все угрозы по поводу возможной войны поступают только из Баку. Но я бы основную опасность ее начала связал не с текущим моментом, а с международной обстановкой, которая сложилась в регионе. Очень многие высказывают точку зрения, что в случае удара по Ирану Азербайджан попытается использовать эту ситуацию, чтобы под общий шум нанести свой удар по Нагорному Карабаху. Баку в последние годы уделял большое внимание приобретению новых вооружений самого разного типа и назначения. Он также демонстрирует явное желание не только отбить территории, которые были утрачены в прошлом, но готов распространять свое влияние и дальше. Так, уже поставлен вопрос о двух северных провинциях Ирана. Поэтому пружина давно взведена. Но я уверен, что Азербайджан будет ждать другого момента. Этим моментом, скорее всего, будет израильский удар по Ирану».
«Армения – член ОДКБ. Это не очень мощная структура, но ее можно рассматривать как некоторые российские гарантии. Вряд ли Азербайджан решится урегулировать этот вопрос самостоятельно, да еще делать это с помощью военной силы. Армянская армия тоже не стоит на месте, и Карабах – сплоченное сообщество, которое умеет за себя постоять и способно драться. Напомню, что во время Великой Отечественной войны около дюжины Героев Советского Союза были из Нагорного Карабаха. Можно вспомнить, например, маршала Баграмяна.
Если Армения признает Нагорный Карабах, то, с одной стороны, она будет единственной, кто это сделает. С другой - просто де-юре будет провозглашено то, что уже давно существует де-факто. Но Карабах не сможет существовать без постоянной связи с Арменией и как субъект международного права. Поэтому я не думаю, что признание Карабаха как-то изменит ситуацию. Напряженности это, конечно, добавило бы, но силового выхода для Азербайджана все равно нет», - считает президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов.
На вопрос считает ли он, что пока конфликт маловероятен, Коновалов отметил: «Да, если только не вспыхнет ситуация с Ираном. Тогда от близкого огня может загореться где угодно».
Новости Армении - Терт.am