Переоценить значение восстановления коммуникационных маршрутов с Абхазией для Армении очень трудно и открытие железнодорожного и автомобильного сообщения через Абхазию имеет жизненное значение для нашей страны. Подобное мнение выразила АрмИнфо директор Института Гражданского общества и регионального развития Агавни Караханян, комментируя заявление Бидзины Иванишвили о том, что его коалиция рассматривает вопрос о восстановлении железнодорожного и автомобильного сообщения с Абхазией.
"Разговоров и проектов по восстановлению старых коммуникационных связей в регионе было много. Однако "железный кордон" на этом пути, который установил президент Грузии, до сих пор не оказалось возможным сломать. В числе сторон заинтересованных открытия железнодорожного сообщения через Абхазию находится и Турция, для бурно развивающейся экономики которой, прямой непосредственный выход на российские рынки, точнее южных пределов России является вожделенной перспективой. А это может стать возможным лишь в результате восстановления сквозного сообщения через территорию Армении, восстановления железнодорожной ветки Карс-Гюмри", - заметила политолог.
Оценивая перспективы строительства железной дороги Казвин-Решт-Астара, Караханян подчеркнула, что коммуникационный коридор через Азербайджан Москве и Тегерану будет нужен всегда, поскольку речь идет не о его экономической отдаче, а о стратегических дивидендах. В этом контексте, по ее мнению, оправдан любой коммуникационный проект. А тот факт, что какой-то из этих стратегических маршрутов, в данном случае и вышеуказанный, будет идти в обход Армении - предмет беспокойства одной только Армении. На взгляд Караханян, представить ситуацию, когда тот или иной региональный игрок, отказывался от своих стратегических калькуляций и прожектов, только потому, что в него не вписывается кто-то другой, довольно трудно.
"Кроме того, я бы не стала столь жестко связывать изменение направления коридора Север-Юг и вовлечение Армении в данный проект со сменой власти в Грузии. Смена власти предполагает определенное смещение акцентов, возможно приоритетов, но никак не отказ от государственных интересов. Геополитический шифт на Южном Кавказе обусловлен возможным изменением политэкономии внешней политики Грузии. Возможные изменения по линии коммуникаций между Грузией и Абхазией реалистичны и имеют право на жизнь, поскольку в основе их лежат экономический прагматизм и заинтересованность, опыт будущего премьера как бизнесмена и перспективное видение экономической конфигурации региона", - подчеркнула политолог.
"В этом смысле, мы вправе ожидать новых прочтений внешнеэкономической политики Грузии в регионе и отхода от жесткой политики изоляции конфликтных республик и ставки на транзитные дивиденды нынешнего руководства Грузии. При безусловном недовольстве Азербайджана возможным смягчением Грузией жесткого режима изоляции по отношению к Абхазии и Южной Осетии, не исключается активное подключение и поддержка Турции планов по восстановлению коммуникационных связей на южном Кавказе. Армения в свою очередь, также будет неизбежно вовлечена в измененный формат экономических отношений региона", - подытожила Караханян.
http://www.arminfo.info