Как и ожидалось, очередная встреча министров ИД Армении и Азербайджана не дала ничего нового, кроме того, что оба министра подтвердили готовность работать и дальше в рамках Минской группы ОБСЕ, что, видимо, очень обрадовало сопредседателей, которые тут же выступили с заявлением о важности ослабления напряженности, а также представили свои наработки по продвижению мирного процесса карабахского урегулирования. Что означают последние слова о наработках, пока не совсем ясно.
Зато стало ясно, что азербайджанская сторона осознала, наконец, неприглядное положение, в котором она оказалась в связи с делом Сафарова, и теперь перед ней стоит огромная задача – загладить “конфликт” (если, конечно, армянская сторона показала, что готова на конфликт по данному вопросу), ну а самым удобным “инструментом” для этого опять-таки может стать Минская группа.
Значит ли это, что теперь Минская группа отложит несколько в сторону суть Карабахской проблемы и займется “заглаживанием” отношений сторон. Вполне очевидно, что для Азербайджана это еще один повод отвести сопредседателей от сути проблемы, но для нас вопрос состоит в том, понимает ли эту ситуацию армянская сторона, и насколько она это осознает.
Последние события, связанные с резолюцией австралийского штата Новый Южный Уэльс о признании Нагорно-Карабахской республики, вызвало воодушевление в армянской общественности. В признании Нового Южного Уэльса, конечно, нет ничего предосудительного, и даже наоборот, нам надо быть благодарными, что хоть кто-то сделал это на фоне абсолютного молчания Армении.
Но дело здесь не в этом. Дело в том, что армянская сторона (и в частности, Карабах) могут успокоиться, что даже при нашем бездействии “за нас все сделают другие”.
Нет, не сделают, а если и сделают, то лишь потому, что это отвечает каким-то внутренним интересам этих стран.
К сожалению, из Карабаха вновь нет ни одного заявления о том, что мы благодарны всем, кто понимает, что мы и так независимое государство, и сделали для этого очень многое, но нам нужно не признание отдельно взятых штатов и даже государств (говорят, нас готов признать Уругвай), а признание международного сообщества, причем на основе международного права. Только в этом случае мы сумеем обеспечить нашему государству безопасность и полноценное экономическое развитие.
Сегодня вполне очевидно, что без внешних инвестиций говорить о развитии экономики в НКР бессмысленно. А инвестиции могут поступить лишь в том случае, если мы получим статус правовой страны.
Все сказанное говорит о том, что карабахская сторона не должна сидеть, сложа руки, и ждать признания отдельных мировых субъектов. Мы должны действовать по всем дипломатическим каналам, не озираясь на Армению. В конце-концов, у нас теперь есть полноценное МИД, новое правительство, которое может и должно оказать воздействие на деятельность парламента, что и обеспечит плодотворную деятельность всех ветвей карабахской власти. Карабах должен, наконец, осознать, что настал период, когда мы стали в определенной степени субъектом, с которым вынуждены считаться, а это уже элементы признания. Значит, нам остается лишь делать шаги, которые углубят данное понимание и невозможность “прыгать через нашу голову”.
Весь вопрос в том, готовы ли и способны ли власти Карабаха к таким шагам.
Роберт Айрапетян
http://karabakh-open.info