В конце январе 2013 года в открытом колонном зале Музея истории Армении откроется выставка “Время сбора камней”, на которой будет представлено наше богатое историко-архитектурное наследие: фрагменты архитектурных памятников, перенесенные из разных областей республики в Ереван, а также фотографии, подробно иллюстрирующие общую культурную картину областей (родины памятников), архитектурные подробности с пояснительными текстами. Напомним, что это была инициатива Музея истории Армении, озабоченного состоянием историко-архитектурных памятников областей. Речь идет о разбитых, разрушенных, оставшихся под землей, оставленных без внимания и найденных фрагментах памятников: с одной стороны, музей считал своей миссией их сохранить, с другой - ознакомить с шедеврами историко-архитектурного наследия как можно большее количество посетителей.
Особый акцент был сделан на памятники, которые нуждаются в срочном восстановлении и реставрации, чего на месте не сделаешь: нет у нас передвижных лабораторий, кроме того, при укреплении объектов нужен контроль специалистов и обеспечение определенного температурного режима, чего нельзя сделать под открытым небом. С этой целью был составлен список объектов, представленный Министерству культуры и Агентству по охране историко-архитектурных памятников. Инициатива была поддержана и подкреплена правительственным решением от 13 сентября сего года, согласно которому из разных областей республики в Ереван должны быть перенесены 63 недвижимых памятника, которые будут представлены на выставке “Время сбора камней” и останутся там четыре года. В столицу был перевезен 51 памятник из числа наиболее поврежденных. Однако это решение вызвало волну недовольства среди активистов-экологов, усмотревших в ней святотатство, чуть ли не вандализм, угрозу развитиию туризму, снижению мотивации у туристов посещать области, на вечное “поселение” памятников в музее и т.д.
На прошлой неделе по этому поводу весьма четко и однозначно высказались директор музея Анелка Григорян, а также специалисты, подчеркнувшие главную цель данного решения, обусловленного необходимостью сохранения культурного наследия и его представления обществу.
Директор Музея истории Армении охарактеризовала весь “сыр-бор”, поднятый “защитниками” архитектурного наследия, как “бурю в стакане воды”. Никакой угрозы памятникам нет: они перевезены в столицу временно - для “лечения” (реставрации, восстановления), плюс, благодаря выставке, увеличится стремление туристов посещать области Армении, где есть такие уникальные памятники.
По ее словам, музей руководствовался примером выдающегося армянского архитектора Тороса Тораманяна, который еще в 1920-х годах передал в музей поврежденные, раскрошенные и находящиеся на грани уничтожения памятники из разных уголков страны. То же, между прочим, в свое время, было сделано учеными Сенекеримом Тер-Акопяном, Гарегином Овсепяном и Седраком Бархударяном и др., лелеющими надежду на их сбор и спасение, “пока всепоглощающее время или людской вандализм не уничтожат их без следа”.
Сейчас памятники проходят стадию укрепления и реставрации. Что касается остальных (12-ти неперевезенных), то они находятся в относительно удовлетворительном состоянии. Например, памятник в Гогаране, который был разломан на две части, был реставрирован на месте и установлен на пьедестал. Другой уникальный памятник - в Гарнаовите находился в удовлетворительном состоянии, равно как и памятник Сусаника.
“Если памятник находится в плачевном состоянии, на грани исчезновения, то святотатством будет оставить его без внимания. И если некоторые пытаются обвинить нас в этом, то пусть мы будем таковыми считаться”, - отметила г-жа Григорян, подчеркнув, что после закрытия выставки через 4 года памятники вернутся на свои места. А за это время органы местного самоуправления должны обеспечить соответствующие условия для обеспечения дальнейшей сохранности восстановленного архитектурного наследия.
Что касается беспокойств, связанных с угрозой туризму, директор музея отметила, что они не оправданны, ибо она лично интересовалась ситуацией и выяснила, что ни одна область не имеет такого турпотока, как Музей истории. А потому именно здесь, за эти четыре года, памятники сможет увидеть большее количество туристов. По ее словам, музей несет полную ответственность за дальнейшую судьбу памятников: их сохранность, восстановление и приведение в достойный и истинный вид, с научной точки зрения.
Анелька Григорян также привела аналогичные примеры из мирового опыта. Например, оригинал статуи Микеланджело “Давид” находится в здании флорентийской Академии художеств, а на площади стоит копия. Точно так же - символ Рима-волк или все капителии Парфенона нашли свое пристанище в музеях.
“Самый цивилизованный способ спасти памятник - это перенести его в музей”, - подытоживает г-жа Григорян.
В заключение хотелось бы отметить, что в последнее время участились случаи, когда активисты разного толка поднимают шум по поводу вопросов, о которых не имеют достаточно профессионального представления. Как хорошо проиллюстрировал истинную ситуацию художник и реставратор Армен Казарян, разве стоило поднимать шум из-за того, что “памятники должны оставаться на своей родине”, тогда как привезенная из Лори статуя Иисуса была разломана на две части: одну часть достали из ущелья, а вторую половину нашли во дворе церкви среди камней. И куда потом нужно ставить уже восстановленную скульптуру Христа - на какую такую “историческую родину”? Понятно, что некоторые спасенные памятники по логике уже не смогут “прижиться” на своих прежних местах...
Ирина АБРОЯН, "Республика Армения"