«Царь Тигран - великий властитель, который обладал гораздо большими достоинствами, нежели его современник Митридат, вызывающий восхищение историков. Это в особенности верно, если учитывать, что Митридат блестящим образом "подтолкнул свое государство к самоубийству", в то время как Тигран обеспечил своему народу право на вечную жизнь».
Рене Грусе, - французский историк – востоковед.
«Тактика Тиграна Великого - уникальное явление в истории мирового военного искусства. Имея армию, которая, несмотря на поражение, сохранила свои основные силы, царь армянский тем не менее не сделал попытки остановить продвижение противника во второй решающей битве. Это было отрицанием стратегии, общепринятой в то время. Всего лишь через несколько лет после армяно-римских войн, в 53г. до н. э. парфянский царь Сурен в битве при Харане нанес позорное поражение римским войскам под командованием Марка Красса. Сурен, применяя против римлян тактику отступления, воспользовался тактическими принципами Тиграна Великого».
Ричард Ованнисян – историк, профессор Калифорнийского университета.
Тигран Великий унаследовал сравнительно стабильное, а в дальнейшем и экономически окрепшее государство. Это дало ему возможность в качестве первого шага приступить к созданию качественно новой в структурном отношении армии, способной вести не только чисто оборонительные, но и активные наступательные действия. Пехота была разделена на легко- и тяжеловооруженные полки. В составе полков были выделены одинаково вооруженные и экипированные промежуточные подразделения - отряды, соответствующие современным батальонам, численностью в 300-600 человек. Отряды в свою очередь делились на сотни, полусотни и т. д.
Деление на легкие и тяжелые полки позволило также четко определить характер их действий на поле боя. В структуре пехоты были выделены саперные отряды, имевшие лопаты, топоры и секиры. Существовали также подразделения, обслуживавшие тараны и катапульты. Кроме того, применялись различные воспламеняющиеся средства, которые, кстати, известны в нашей тактике по крайней мере со времени Араратского царства - IX-VI вв. до н. э. Конница также была разделена на полки. Новаторство Тиграна Великого заключалось в том, что конница была не просто разделена на легко- и тяжеловооруженную: в составе последней было выделено подразделение, в котором латами была защищена и лошадь. Таким образом, более чем за 1000 лет до появления европейской рыцарской конницы Тигран Великий создал подобное подразделение, не раз игравшее решающую роль на поле боя.
Бой велся со следующей последовательностью. Начинали его легковооруженные пехотинцы (лучники, копьеметатели и пращники), которые вели бой на определенном расстоянии. По мере сближения с противником в бой вводилась тяжеловооруженная или средняя пехота. Ее задачей было вызвать на себя удар основных сил противника и, связав их действия и максимально истощив их, принудить главные силы к отступлению.
Конница получила два вида оружия: меч или пику для ведения ближнего боя, лук и стрелы - для дальнего. Всадники, осыпая стрелами противника, сближались с ним, вступали в ближний бой, а при необходимости отступали и возобновляли атаку уже в другом направлении.
Эта тактика позволяла значительно повысить активность конницы, а при атаке и отступлении появлялась возможность отвлечения внимания противника на легковооруженную конницу, которая и истощала его основные силы. В решающий же момент в бой вводилась тяжеловооруженная конница, удары которой были, как правило, сокрушающими. Подобный порядок боя был для нас безусловным новшеством и имел некоторые общие черты с тактикой парфянского войска, хотя последняя и делала основной упор на действия конницы.
Готовящийся к решающему сражению с Римом царь соседнего Понта Митридат VI Евпатор искал союзников с целью укрепления своего тыла. На эту роль претендовала Армения, в то время активно развивавшаяся. Для осуществления завоеваний в южном и юго-восточном направлениях Тигран Великий также должен был укрепить свой тыл. Подобную возможность ему предоставлял союз с Понтом. Для укрепления союза армяно-понтийские силы захватили Каппадокию, изгнали оттуда ставленника Рима и посадили на трон сына Митридата VI. Нейтрализовав возможную угрозу со стороны Каппадокии и Понта, Тигран получил возможность сконцентрировать внимание на поэтапной реализации своей программы. В военно-политическом плане очень важно было то, что Тигран правильно выбрал время для начала войны. В Парфии после воцарения Митридата II шла борьба за власть, которая длительное время ослабляла государство. Тигран нанес удар в тот момент, когда Парфия, казалось, начала приходить в себя после междоусобных войн, однако их последствия еще не были преодолены.
Продолжая третью войну Митридата, римский полководец Лукулл без разрешения римского Сената ввел свои войска в Великую Армению. Тигран в это время находился в приграничных южных районах своего государства. Для того чтобы вернуться в Армению, он вместе со своими телохранителями был вынужден совершить почти тысячекилометровый марш-бросок. Достигнув Тигранакерта, римляне держали столицу в осаде в течение 6-и месяцев. Все это время Тигран собирал силы для решающего сражения.
Оно еще раз продемонстрировало превосходство римской армии и, в частности, пехотных легионов над всеми остальными армиями мира. Два римских легиона проникли в тыл армянской армии и, нанеся удар, фактически решили исход боя. Битва была проиграна. Однако именно здесь проявился полководческий талант Тиграна. Понимая, что поражение решает судьбу Тигранакерта (столица неизбежно перешла бы в руки римлян), Тигран Великий тем не менее избрал образ действий, впоследствии долгое время не применявшийся в европейских странах. Вопрос стоял так: что сохранить - армию или территории? В отличие от принятой в то время во всем мире системы действий Тигран решил сохранить не территорию, а армию, что оставляло ему возможность победить в войне.
Фактически тактика была подчинена стратегии. Мировая военно-теоретическая мысль пришла к подобной тактике примерно к концу XVIII века, в процессе оценки Французской революции и наполеоновских войн, когда появилась эпохальная работа Карла Клаузевица "О войне". В 1812 г., потерпев поражение под Бородино и сдав Москву противнику, Кутузов решил любой ценой сохранить свои вооруженные силы и, выиграв время, перешел в решительное контрнаступление, нанеся поражение армии Наполеона.
Захватив и подвергнув страшному разграблению столицу Армении, римляне вернулись в Кордук на зимовку. А армянская армия в это время разработала новую, соответствующую сложившимся условиям тактику и готовилась применить ее. Армия была поделена на две части. Пехота под командованием Митридата была отправлена в тыл римлян с задачей перерезать их коммуникации, а конница Тиграна начала наносить неожиданные удары по движущейся к Арташату римской армии. Одним из таких уроков и стала битва при Арацани в 68г. до н. э.
Несмотря на утверждения, что Митридат VI Евпатор якобы советовал Тиграну отказаться от решающей битвы в столице и подсказывал ему некоторые действия, Тигран тем не менее вполне уверенно довел дело до победы в войне, учитывая несравнимо большой потенциал Рима, достигшего к тому времени пика своего могущества. Следовательно, победить в этом противостоянии Армения не могла, но столь удачные действия в первой же войне свидетельствуют о том, что у Тиграна Великого была заранее продуманная и до сих пор, к сожалению, не изученная система действий.
Richard G. Hovannisian. The Armenian History, Hakob Manandyan. Tigranes II and Rome.
Материал подготовил Галстян Арег, «time to analyze» - politics, society, and ideas