22-я поправка к Конституции США (1951г.) гласит: "Ни одно лицо не может быть избрано на должность президента более двух раз". После распада СССР она вошла в конституции новых независимых государств с неприметной концовкой "подряд". Эта уловка "отцов-основателей" СНГ преследовала цель обеспечить себе право на избрание президентом более двух раз. Так, под прикрытием американской демократии в бывших советских республиках была установлена тимократия - правление честолюбивых либерал-коммунистов. Новые пришельцы - люди смешанного нрава, стремящиеся к пожизненной царской власти, основанной на воинской доблести, и к жадному накоплению богатств. Они стоят во главе кланов. Наблюдая, в чем кто преуспевает, и соревнуясь друг с другом, либерал-коммунисты уподобляют себе и все население.
Причины грозных событий мартовских дней 2008 года лежали в самой Конституции Республики Армения. Роковую роль сыграло словечко "подряд", скрывающее в себе уловку, нацеленную на достижение пожизненной царской власти. Когда эта уловка сработала лишь на 20% (количество поданных за Левона Тер-Петросяна голосов), бывший президент решил действовать открыто и прямо. Этому в значительной степени способствовали государственные нравы тимократии. "Одно только там бросается в глаза - соперничество и честолюбие, так как там господствует яростный дух" (Платон, "Государство", VIII 548с). Именно стечение приведенных обстоятельств побудило Тер-Петросяна и толпу его сторонников к уличным выступлениям, нацеленным на захват власти и поставившим под угрозу национальную безопасность Армении. Отсюда простой и ясный вывод: не будь в Конституции словечка "подряд", таящего в себе военную уловку "отцов-основателей" СНГ, не было бы ни бунта, ни угрозы национальной безопасности. Вот вам и причина мартовских событий, которую по сей день тщетно разыскивают наши политики и политологи.
Здесь в особенности важно отметить, что наша политическая теория переживает глубокий кризис. Она не только не может практически повлиять на ход событий в правильном направлении, но даже не в состоянии объяснить его.
Я уже писал о том, что сегодня, когда мы переживаем предвоенную ситуацию, детские игры с "возвращениями" бывших президентов могут расколоть и серьезно пошатнуть армянское государство. Ажиотаж избрания на третий срок - прямая угроза национальной безопасности, но он не может быть поставлен им в вину лично. Все упирается в словечко "подряд". Его-то и надо безотлагательно изъять из Конституции.
Бывшие президенты, претендующие на третий срок, создают угрозу национальной безопасности не только в период президентской гонки, но и задолго до нее. Возглавляемые ими кланы сохраняются, становясь как бы государствами в государстве. Эти замкнутые группы превращаются в мощные центры закулисных интриг, неожиданных ходов, скандалов. Если же бывших президентов лишить права избрания на третий срок, то группирующиеся вокруг них кланы сразу же начнут распадаться. Отсутствие кланов во все времена считалось высшим благом для устойчивости государства.
Тут встает уже важный вопрос о принципиальной искренности наших политических лидеров, радеющих на словах о введении демократических институтов в Армении. В предстоящей президентской гонке тема избрания любого лица на должность президента не более двух раз должна стать главной. В этой связи крайне важно, чтобы действующий президент предпринял практические меры по изъятию из Конституции словечка "подряд". Столь же важно, чтобы бывшие президенты поддержали инициативу действующего и заявили о своем неучастии в президентской гонке. При таком развитии событий наши президенты по праву войдут в историю как отцы армянской демократии.
Чтобы претворить в жизнь лозунг Республиканской партии Армении "Давайте верить, чтобы изменить", надо быть людьми добродетельного нрава. Со времен Шарля Монтескье известно, что жизненным принципом, на котором зиждется демократия, является гражданская добродетель, понимаемая как "любовь к отечеству, т.е. любовь к равенству". Своей теорией, что любовь к отечеству тождественна с любовью к равенству, Монтескье повлиял на Американскую и Великую французскую революции. В Декларации независимости США 1776 года Джефферсон заявлял, что "…все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем неотъемлемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью". Люди одарены неотъемлемыми правами, потому что они сотворены равными. Равенство - высшая демократическая ценность, которой должны обладать все граждане, но в первую очередь правители. В противном случае вожди государства будут относиться пренебрежительно к главной своей обязанности - обеспечению прав человека. Когда президент США мимоходом пожимает руки нескончаемой вереницы простых американцев, он тем самым демонстрирует именно свою любовь к равенству.
И тут встает уже другой важный принципиальный вопрос: смогут ли люди смешанного нрава, а именно либерал-коммунисты, стать людьми добродетельного нрава? Смогут, если не будут освобождены от всякого контроля, как теперь. Правда, всех должностных лиц контролирует президент. Однако это обстоятельство и дает в руки президентской власти слишком большое преимущество. Поэтому способ осуществления контроля должен быть иным.
В конституциях государств, появившихся на развалинах СССР, четко прослеживается стремление законодателя вселить в граждан честолюбие и играть на нем же в деле избрания президента. В то же время не секрет, что и большая часть сознательных преступлений совершается людьми именно вследствие честолюбия и корыстолюбия. Что же касается Конституции США, то законодателем (отцами-основателями) руководило одно соображение: он стремился внушить гражданам путем воспитания, а именно под воспитывающим воздействием закона добродетель любви к равенству и соблюдения прав человека. Если политические лидеры не обладают этой добродетелью, то они не будут добросовестно защищать Конституцию и обеспечивать права человека.
В России введенный Путиным де-факто институт тандема "президент-премьер" позволил ему удерживать президентскую власть в своих руках вплоть до избрания на третий срок. Этот институт, представляющий собой орган политической манипуляции, обязан своим происхождением именно уловке, скрытой в словечке "подряд". Она-то и должна была вызвать гнев российской оппозиции. Но вместо того, чтобы требовать изъятия из Конституции злополучного слова и тем самым отвести надвигающуюся угрозу национальной безопасности, российская оппозиция ополчилась на Путина лично.
Формально Путин избран не на третий, а на первый срок. Из словечка "подряд" выжато все. Пора незамедлительно избавиться от него и от скрытой в нем уловки. Российская Конституция и без того изобилует уловками. Чего только стоит право президента на роспуск Государственной Думы после трехкратного отклонения умышленно предлагаемой главой государства трижды одной и той же непопулярной кандидатуры на должность премьера. Положительная сторона тандема высших должностных лиц заключается в том, что он налагает известную узду на почти монархические полномочия российского президента. Однако этот плюс тандема сводится на нет увеличением срока полномочий президента с четырех до шести лет. Поэтому необходимо восстановить четырехлетний срок, установленный Конституцией.
Избавиться от опасного слова тем более важно, что на Западе российскую тимократию вместе с ее честолюбием и военными уловками по невежеству, хотя и вполне целенаправленно, клеймят не менее опасным словом. С помощью ярлыка "тоталитаризм" Запад развалил Советский Союз, теперь же он преисполнен решимости с помощью ярлыка "авторитаризм" развалить Россию ("Тоталитаризм"- боевое слово американских ястребов", "ГА", II сентября 2012г.). Если не изъять оба слова - одно из Конституции, другое - из политического лексикона путем разоблачения фальши обоих ярлыков, то они соединятся в мощный арсенал угроз, которые погубят Россию.
В самих Соединенных Штатах 22-я поправка к Конституции служила и продолжает служить гарантией национальной безопасности и стабильности государства при смене главы исполнительной власти. Чтобы увидеть, насколько надежна эта гарантия, проведем параллель между Америкой и Арменией. И там, и здесь по два бывших президента, избранных на должность дважды (Клинтон и Буш-младший, Тер-Петросян и Кочарян). Оба первых сохраняют титул президента, пользуются государственным почетом, выполняют общественно-полезную работу и своим поведением показывают пример душевной гармонии и невозмутимости. Они не строили козней Обаме, и тот беспрепятственно был избран на второй срок. Оба других удерживают вокруг себя кланы, сколачивают всевозможные блоки, направляют свое честолюбие на стяжательство и на все то, что к этому ведет, а именно на возврат к власти. Отсюда ясно видно, что Америка, в отличие от нас, после выборов президента будет абсолютно спокойна за свою национальную безопасность. Что же касается маленькой Армении, то нет никакой гарантии, что после выборов не повторятся в еще большем масштабе ужасающие события мартовских дней 2008 года. Угроза национальной безопасности будет исходить от самих бывших президентов, хотя это и нельзя будет поставить им в вину лично, так как они не нарушили Конституции.
В начале 1990-х гг. мы заразились от Запада вредным и смешным предрассудком, наделявшим приватизацию магическими свойствами. Приватизация должна была решить все наши проблемы, как в 1917 году - отмена частной собственности. Отчасти же нас сознательно заразили этим предрассудком наши милые либерал-коммунисты (либералы - в деловой области, бюрократы - в области государственного управления). Их целью было ловить рыбу в мутной воде подобного предрассудка. Эта ловля широко практиковалась на протяжении последних двадцати лет. Сегодня мы стоим на распутье: либо мы пойдем путем новой "прихватизации", прибегая ко всевозможным ухищрениям, либо предпочтем путь национализации "прихватизированных" предприятий и перехода из тимократии в демократию.
Конституции России и Армении вместо того, чтобы ориентировать граждан на подлинную добродетель, наделяют частную собственность эпитетом "священная", что также является отвратительной уловкой. Как известно, за святое дело люди убивают и дают убить себя. В 1990-е гг. не за святую Россию и не за святую Армению, а за "священную" частную собственность костьми легли десятки тысяч любителей легкой наживы.
Третий срок пребывания в должности президента нацелен исключительно на установление бюрократического правления - господства канцелярии (government red tape). Сегодняшняя Россия - наглядное тому подтверждение. Бросается в глаза неприкрытое злоупотребление влиянием и властью в эгоистических интересах клана, группирующегося вокруг президента. Принимаются репрессивные меры против оппозиции. Закон об иностранных агентах преследует цель запугать и изолировать инакомыслящих. Наблюдается устойчивая стагнация в экономике и политике. В то же время начинается разброд и разложение в рядах самой правящей верхушки. Назревает раскол тандема Путин-Медведев в связи с болезненным вопросом о следующих президентских выборах. Некоторые амбициозные члены клана проявляют наглость даже в отношении главы государства, мало считаясь с ним. Почти все время избранного на третий срок президента уходит на то, чтобы "навести порядок" как в стане оппозиции, так и в собственных рядах. Все это ставит под серьезную угрозу национальную безопасность России.
Либерал-коммунисты сохранили в неприкосновенности то качество руководителя, искоренению которого Ленин придавал решающее значение. Это качество - "важничанье, которое до последней степени на руку всей нашей бюрократии, как советской, так и партийной". Либерализм в деловой области, обозначаемый сегодня на Западе словом "либеризм", отлично уживается с бюрократической системой государственного управления.
При вступлении в должность президент торжественно клянется "верно служить народу". Он присягает на верность народу, а не бюрократии и олигархии. Все дело в том, является ли эта клятва принципиально искренней. Если президент призывает граждан "верить, чтобы изменить", то он отдает себе отчет в том, что без оздоровления государственных нравов невозможно обновление Армении. Уловки в конституциях - яркое свидетельство дурных нравов. Падение нравов - последняя причина гибели государства, как это было с Советским Союзом. Поэтому можно не сомневаться в том, что предстоящая предвыборная кампания действительно достойных кандидатов на пост президента Республики Армения будет проходить под лозунгами: "нет избранию на третий срок" и "нет дурным государственным нравам".
Вилл ПОГОСЯН, доктор философских наук, профессор
"Голос Армении"