Институт общественных наук имени Иво Пилара ежегодно в Вуковаре (Хорватия) проводит научно-исследовательскую конференцию "Истина и опровержение. Между наукой и манипуляцией", посвященную проблемам конфликтологии. Помимо хорватских специалистов каждый год приглашаются исследователи из разных стран. В этом году в рамки конференции включили тему Геноцида армян. Специалистом, представляющим Армению в Вуковаре, был молодой ученый из Москвы, главный редактор журнала "Жам" Анна Гиваргизян.
О конференции
"Замечательный человек, мой коллега, профессор Артур Багдасаров, специалист по Хорватии, много переводит на хорватский язык об Армении, нашей культуре, истории. В хорватской Википедии его статьи знакомят с Арменией.
ИМЕННО АРТУР ПОЗНАКОМИЛ МЕНЯ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ИЗ ХОРВАТИИ и рекомендовал институту. А в самой Хорватии есть не менее замечательный человек, Виницие Люпис - доктор исторических наук, руководитель филиала Института общественных наук в Дубровнике, специалист по средневековой Армении. Доктор Люпис курировал мое пребывание и удивлял своей любовью к армянской истории и знанием ее тонкостей.
Тема моего выступления звучала так: "Культурный геноцид. Век борьбы за справедливость". Первый Геноцид ХХ в. - это не только уничтожение многомиллионного коренного населения Малой Азии и Западной Армении, т.е. армян, греков, ассирийцев, но и уничтожение многотысячелетнего уникального культурного пласта, не только национального, но и мирового. Уничтожение культуры армянского народа в самом сердце исторического и духовного ареала нации - это общечеловеческая потеря. Огромная часть мирового наследия - архитектура, живопись и музыка, богословие, историография, поэзия, ковроткачество, селекция животных - не просто уменьшена в количестве в начале XX века, но и качественно уничтожается поныне. Геноцид - это обкрадывание цивилизации. Этим геноцид отличен и страшен, ведь посмотрите на Эльзас и Лотарингию - сколько веков Германия и Франция бились за них, сколько людей убито, но Лотарингия и Эльзас существуют со своим собственным культурным лицом. Западная Армения даже в названии заменяется на абсурдное "Восточная Анатолия", где нет памятников архитектуры Армянского нагорья, нет прекрасных садов, нет песен, нет и институтов, консерваторий, театров. Есть только некие "анатолийские" руины и курдские пастухи.
Поэтому вопрос о прекращении Геноцида, а он не прекращается и поныне, признании его - это вопрос не компенсации денег жертвам, а вопрос создания условий для восстановления сектора культурного и духовного наследия человечества".
Итоги конференции
"Большая часть участников была старше меня, мало кто знал об Армении. Я представляла там не только мое исследование по культурному геноциду, но и вообще старалась представить нашу культуру.
СЛОЖНО ГОВОРИТЬ О ТРАГЕДИИ СВОЕГО НАРОДА В ЗАЛЕ, где люди недавно пережили свое горе. Народу свойственно замыкаться на нем. Однако каждодневные дискуссии позволили понять друг друга. К моей теме я подготовила небольшой фильм, своеобразную обзорную историко-культурную справку: кадры Западной Армении под музыку Комитаса. Он был особо впечатляющим. От спокойного отношения "у нас свое горе" реакция участников сменилась на слезы.
Под конец конференции люди прониклись и нашей культурой, и трагедией, произошедшей 100 лет назад. Были сложности, были и споры. Мне приходилось не раз повторять, что мы древний народ с историей не в одно тысячелетие, что нас не стоит сравнивать с кочевыми племенами, лишь недавно узнавшими цивилизацию, если уж сравнивать, то с коптами, ассирийцами, иранцами. Встал вопрос о роли ЮНЕСКО, когда я сравнила эту организацию с врачом, который приходит к больному, констатирует состояние, но не лечит. Итог - это взаимопонимание. Подходили люди и признавались, что ничего не знали о Геноциде армян, а теперь понимают наше горе".
О Хорватии и хорватах
"Хорватия встретила меня теплой осенью, очень напоминающей армянскую. Только у нас она золотая, а у хорватов - огненная. И природа, и люди в чем-то напоминают Армению. Я встретила гостеприимство и радушие без европейской сдержанности и манерности.
НАРОДЫ ЮГОСЛАВИИ В 90-х ПЕРЕЖИЛИ ТЯЖЕЛЫЕ СОБЫТИЯ, хорватов эта трагедия не миновала. В Вуковаре события развивались подобно сумгаитским погромам. В России информация об этих событиях подается с сильным сербским акцентом. Политическая конъюнктура ставит вопрос признания не факта трагедии, а занимается политическим торгом, оставляя народ в осознании своей замкнутости. Я видела везде памятники скорби, фокусировку на скорби. Рана Балкан очень свежа. Наше поколение армян видит проблемы, переживает боль Геноцида, но не фокусируется на этой боли. Оно стремится к объединению, сплочению, возвращению к истокам".
Святой Барсег
"Покровитель хорватского города Дубровник - св. Влах, вселенский святой IV в., от рождения армянин Барсег (Василий), епископ Себастии (области Армении).
СВЯТОЙ БАРСЕГ ЯВЛЯЕТСЯ ПОКРОВИТЕЛЕМ животных, ветеринаров, каменщиков и резчиков. Он также является покровителем таких городов и стран, как Италия, Сицилия, Далмация, Сьюдад-дель-Эстре, Парагвай и Рубиера. Хорваты любят и активно празднуют каждое 3 февраля - День св. Влаха. Этот праздник внесен ЮНЕСКО в список шедевров устного и нематериального наследия человечества. В Хорватии живет замечательная женщина Наира Асатрян, создатель и руководитель Армяно-хорватского содружества, продвигающего армянскую культуру в Хорватии. На День св. Влаха она приглашает известных певцов и музыкантов из Армении. Вот такие пересечения народов".
Армянская молодежь
"Сегодня я вижу много активной молодежи, грамотной, талантливой. Впервые за много лет мы достойно провели 24 апреля в прошлом году, и это заслуга ААММ.
В МОСКВЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ДЕЙСТВУЕТ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ hayreniq.ru, организующий конкурсы молодых армянских исполнителей. Ребята занимаются своим делом без пафоса.
Критика на все, что делается сегодня молодежью, часто раздается от тех, кто уже не молод и так ничего и не сделал, кроме мероприятий "для галочки". Есть еще интернет-герои - талантливые и грамотные только в своих глазах, но смелые лишь на критику и показной патриотизм в сети. Таких жалко".
Журнал "Жам"
"Мне не стыдно за мой продукт, потому что наши читатели уже пять лет держат его в руках гордо. Журнал требует много внимания, сил, средств, огромной самоотдачи.
"ЖАМ" ЗАНЯТ РАСПРОСТРАНЕНИЕМ наследия армянской культуры. Это проявление любви к своему народу - его прошлому, настоящему, и вера в его будущее".
Содружество "Менк"
"Вокруг журнала "Жам" начал складываться определенный круг молодежи. Я искала форму, как задействовать этих ребят, тем более что к ним примкнули мои бывшие ученики из армянской воскресной школы при Церкви. Так образовалось содружество "Менк".
"МЕНК" - В ПЕРЕВОДЕ С АРМЯНСКОГО "МЫ", ЭТО И ВПРАВДУ МЫ. Наш коллектив, наша семья, творческий союз, содружество, но не организация. У организации есть структура, иерархия, системное увеличение членов. Мы люди творческие, кроме конкретного дела нас мало что интересует.
Наши ребята сотрудничают со многими организациями, активно участвуют в разных мероприятиях. Например, этим летом активно помогали в проведении "Всемирных игр победителей" благотворительного фонда "Подари жизнь".
Самое яркое выражение национальной ментальности - язык и литература. Это главное, ради чего мы собрались. Я говорю "мы" осознанно: хотя я и являюсь создателем и координатором проекта, но в творчестве именно мы - друзья, которые учат и вдохновляют друг друга, узнают армянскую культуру, познают и осознают себя в ней. Мы всегда должны помнить, кто мы. Помнить, что всегда и везде мы представляем свой народ, свою культуру. Мы всегда должны подтверждать слово делом".
Мероприятия
"Мы организовываем выставки, дискуссии, встречи с музыкантами, театральными деятелями, людьми науки и искусства.
В ЭТОМ ГОДУ КО МНЕ ОБРАТИЛИСЬ РЕБЯТА ИЗ АРМЕНИИ, защитники Техутского леса, и попросили провести встречу в Москве по вопросам экологической ситуации в Армении. Менковские ребята общались с ними, прониклись идеей. Это была очень важная встреча, ее поддержали и наши русские друзья. Также мы снимаем учебные фильмы".
Газета "Менк"
"Менк" и "Жам" - это один и тот же организм, "Менк" - это молодежная ветвь журнала "Жам".
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ УЖЕ ГОД, и это та площадка, где молодежь может сказать свое слово без указок мудрых взрослых, сказать обо всем, что волнует. Ребята осознают, что они отличаются от других народов многонациональной России, при этом живя здесь, понимают, что нужно сохранить эти различия и стать полноценными носителями своей культуры.
"Менк" - первая молодежная армянская газета в Москве. Необходимость в такой газете чувствовалась остро, ведь у молодежи должны быть средства, через которые можно выражать свои чувства, мысли, стремления. Команда "Менк" твердо уверена, что давно пора избавиться от всех стереотипов, которые преследуют нас, вернуться к истокам, восстановить отношение к армянам как к думающим, духовным, созидательным и творческим личностям".
Беседу вел Виктор КОНОПЛЕВ, "Голос Армении"