Интервью с кандидатом исторических наук, арменоведом, автором книги «Культура питания Донских армян» и многочисленных научных статьей Натальей Борисовной Соболь.
- Наталья Борисовна расскажите о специфике Ваших профессиональных интересов.
- Я занимаюсь историей армян Дона от истоков до наших дней, т.е. от времен Анийского царства, его падения, исхода армян в Крым (Морскую Армению) и далее на Дон.
- Что легло в основу создания Вашей книги?
- Интерес к народной медицине, истории медицины и моя дипломная работа.
- А подробнее?
- По воле случая я приобрела в букинистическом магазине исторический раритет – книгу армянского врача-периодевта, историка, поэта, художника, фармакопея 15 века Амирдовлата Амасиаци. Первоначальное любопытство переросло в восхищение. Особенно поразил воображение термин «Лечебная культура питания». Об этом уникальном «светоче армянского народа» я читала в ежегоднике «Вестнике Матенадарана». А также моя дипломная работа по теме: «Культура питания Донских армян в историческом контексте, начиная с Холколита и до настоящего времени». По мере изучения этой темы завораживает многогранность и самобытность, а также глубинные исторические знания армянского этноса.
- Что Вас, как историка волнует в армянской диаспоре Дона?
- Больше всего меня волнует равнодушие и забвение исторических корней, а именно отсутствие музея русско-армянской дружбы в г. Ростов-на-Дону. Уникальные экспонаты ютятся в двух комнатах Краеведческого музея вот уже на протяжении десяти лет. А также умирают два уникальных храма – в хуторе Султан-Сала потрясающей красоты церковь во имя Святого Георгия (Сурб Геворк) это редчайший образец армянской готики на Дону и изумительный храм Иоанна Крестителя (Сурб Ованес Аветаранич). Последний три раза подвергался бомбежке во время Великоой Отечественной войны.
- На каком диалекте говорят армяне Дона?
- Вообще армянский язык один из древнейших языков планеты. В глубокой древности в результате длительного племенного взаимопроникновения сгруппировалось два близких наречия «арме» и «хайса» и примерно во втором веке до н.э. возник общий язык. Царь Арташес Первый (189-169 г. до н.э.) и создал Армению Страбона, где все население говорило на едином языке. Он делится на три поэтапных вида: 1). Грабар - древнейший, 2). Средне-армянский, 3). Ашхарабар - светский. В свою очередь последний делится на два основных диалекта - «барбара»: западный - аревмтахаерен, восточный - аревелахаерен. А всего в армянском языке более 80-ти диалектов. Армяне Дона говорят на диалекте «хай хрим».
- Наталья Борисовна, расскажите немного о себе.
- Я родилась в Москве в старом районе в Селезнях, окончила школу с изучением китайского языка, затем полиграфический колледж по профилю - карикатура и тех. редактированию, работала корректором типографии «Молодая Гвардия» в издательстве «Медучпособие». Состою в браке, имею троих детей. Волею судеб приехала в Ростов-на Дону в 1996 г. Закончила Южный Федеральный Университет. (Кафедра древнего мира и средних веков, исторического факультета, профиль - история Армении). С гордостью признаюсь что являюсь фанатом истории армянского народа.
- Что Вас особенно привлекает в армянской литературе?
- Армянская литература - это колоссальный пласт в мировой культуре. Но особенно я люблю поэзию Серебряного века Александра Цатуряна, также мне близко творчество Паруйра Севака. С удовольствием читаю Павла Флоренского. Очень нравится роман «Царь Пап».
- В заключении нашей беседы хотелось бы Вам пожелать удачи во всех Ваших начинаниях и профессиональных успехов в Вашей деятельности. Мы с читателями также надеемся, что найдутся заинтересованные люди, которые дадут зеленый свет выходу Вашей книги, которая способствует изучению истории армянского народа.
Беседовала Элеонора Узунян,
аспирант Еревнского Гос.Университета