В политической и общественной среде, как в Армении, так и в странах, где есть армянские общины, при обсуждении любых значимых вопросов, зачастую возникают столь разнополярные мнения, что приходится говорить о вставшей стене непонимания. Одной из причин возникновения этой стены является то, что в каждой стране армянские общины живут и развиваются отдельно друг от друга, в своей системе ценностей, дети в каждой стране воспитываются и учатся на разных книгах, что приводит к разным мировоззрениям и независимое существование общин друг от друга, в конце концов, выстраивается в стену непонимания.
Причем это отражается во всех сферах жизнедеятельности, например в культуре. Достаточно посмотреть какой отрицательный всплеск появляется в интернете на каждое появление нового армянского кинофильма, в котором, например, образ героя ветерана-азатамартика, превращается в образ в алкаша, преступника, ворующего чужие машины, человека без семьи и т.д. Но более показательным, по-прежнему, является отношение к Армянскому нагорью. Эта тема, действительно, стала термометром измерения градуса возникшей стены непонимания.
Прежде чем перейти к этой теме, важно отметить, что стена выросла вследствие утраты армянским народом своей государственности, утраты единого центра. Спасаясь от геноцидов, армяне оказывались в разных частях света, где со временем и выстраивалась кирпичик за кирпичиком эта стена непонимания между разными частями армянства.
Надо отметить, что после обретения независимости и восстановления армянской государственности, важную роль в деле разрушения стены непонимания, стало выполнять руководство Армении (особенно при президентах Р.Кочаряне и С.Саргсяне), правительство и министерства (в том числе министерство Диаспоры), ученные и др. Можно привести в пример такие мероприятия, проводимые на государственном уровне, как регулярные встречи представителей Армении и Диаспоры, проведение Панармянских спортивных игр и т.д. Уже звучат мысли о том, чтобы унифицировать учебники по истории Армении, чтобы армянские дети в разных странах изучали историю по единому учебнику.
Кроме этого, власти Армении через различные каналы - СМИ, интернет и т.д., стараются дать оценку тому или иному вопросу, который вызывает различного рода толкования в армянской среде. Ибо сколько армян столько и мнений, а в вопросах национальной безопасности это всегда приносит большой вред, что недопустимо. Таким образом, Армения выступает в роли единого центра, единого объединительного фундамента, который должен помочь найти консенсус в решении стоящих перед нами проблем.
Со стороны руководства Армении проделана большая работа, однако на этом не стоит останавливаться. Власти своевременно реагируют на тот или иной вопрос, который будоражит общественность. Так, в свое время возник такой вопрос - Республика Армения относится к Армянскому нагорью или к Кавказу? На официальном сайте президента Республики Армении есть четкий ответ на этот вопрос в виде описания географического положения Армении: «Страна расположена на западе Азии, на северо-восточной части Армянского нагорья между Кавказом и Передовой Азией (межречная территория средних течений рек Куры и Аракса)». То же можно сказать и об официальном сайте президента Нагорно-Карабахской Республике, где в соответствующем разделе указано географическое положение НКР – «Юго-восточная часть Армянского нагорья». Все это - официальная государственная позиция по данному вопросу, ответ всем тем, кто пытается, ссылаясь на иностранные энциклопедии, полностью игнорировать армянскую научную мысль, отторгнуть Армению от Армянского нагорья.
Казалось бы, что горячие головы успокоятся, однако этого не произошло. Так, ребята из информационно-аналитического портала «Восканапат», пишут о себе, как о носителях идеологии защиты армянских интересов, однако в ряде статей, опубликованных на этом портале, можно увидеть, как игнорируется официально принятая государственная позиция и непрофессиональной деятельностью наносится большой вред национальной политической мысли. Так, Р.Кюрегянц, в своей статье «Кавказцы ли армяне?» на сайте «Восканапат» пишет: «В советской энциклопедии принято считать, что часть Армянского нагорья совпадает с Закавказьем, поэтому Армения является кавказской республикой». По логике Р.Кюрегянца можно продолжить - «часть Персидского залива совпадает с Арабским заливом, поэтому Иран является страной Арабского залива». Это показывает полное незнание Р.Кюрегянцем того, кто, как и зачем на протяжении долгого исторического периода Армянское нагорье превращал в Кавказ, в Курдистан, в «восточную Анатолию» и в западный Азербайджан. При этом, Р.Кюрегянц позволяет себе неуважительно относиться к справедливым утверждениям директора Института истории Национальной Академии Наук Республики Армения, доктора исторических наук, профессора А.Мелконяна. Для Р.Кюрегянца большим научным авторитетом являются зарубежные идеологически написанные источники, но никак не армянские источники. Это значит, что Р.Кюрегянц вместе с «Восканапатом», пытаются в грубой форме навязать армянскому народу ложный постулат, который полностью противоречит армянскому национальному мировоззрению и официально признанной государственной позиции. Далее Л.Мелик-Шахназарян в маленькой статье «Мы – армяне! И точка!», пишет: «Месхетский, Триалетский, Сомхетский, Джавахский, Мургузский, Мравский, Арцахский, Сюникский, Гегамский, Гугарац… все они хребты Армянского нагорья, и нам совершенно безразлично: считают географы, историки, политики и так далее эту часть нашей Родины Кавказом или нет?». Во-первых, если для Л.Мелик-Шахназаряна безразлично как будут другие называть Родину - Кавказом или нет, то неужели ему также безразлично, как другие называют столицу НКР - Степанакерт или Ханкенди? Или как другие называют уничтожение армян турками - Геноцид или перемещение? Список можно продолжить. Во-вторых, Л.Мелик-Шахназарян ничего нового не придумывая, советует относиться к этой теме безразлично. Так уже было на протяжении долгого отсутствия независимого армянского государства, когда сильные соседи как хотели, так и называли Армянское нагорье, а народ не мог защищаться от этой политики произвола и уничтожения всего армянского. И сейчас многие страны называют Армянское нагорье так, как им видится - в соответствии со своими государственными интересами. Но и Республика Армения, со всеми на равных, имея свой голос, называет Армянское нагорье - Армянским нагорьем. К этому нужно относиться с пониманием и со всей серьезностью.
Хочу коснуться еще одной статьи - «В поисках чужой крыши легко потерять свой дом», автор которой Л.Мелик-Шахназарян пишет: «Наше родное Нагорье вбирает в себе часть Иранского нагорья, Месопотамии, Кавказа и так далее». Пора бы уже знать, что Армянское нагорье имеет свои четкие границы и чужого в себя не вбирает. Отметим еще одну статью этого автора - «Историзм политического пространства Армянского Нагорья», где Л.Мелик-Шахназарян много пишет о трудных испытаниях и лишениях, которые курды в Турции испытывают на себе. Но, при этом, в статье нет ни одного слова о том, какую роль выполняли курды в истреблении армянского населения в годы Геноцида армян 1915 г. Нет ни слова о том, как большая часть Западной Армении превратилась в Курдистан. Вышеприведенные примеры статей на сайте «Восканапат» вызывают удивление еще и в связи с тем, что в другом материале – интервью «Поверх голов недругов», данном Л.Мелик-Шахназаряном порталу «Кавполит.ком», он, по сути, разделяет понятия «армянин» и «кавказец», что соответствует истине, говоря: «Вместе с тем, необходимо сказать, что и в армянской политической элите, и в армянской среде явственно наблюдаются симпатии к кавказцам… Это может выглядеть немного странно, но это так».
Подводя итог, приходится констатировать, что появляются силы, которые, нарушая все законы политической географии, начинают плыть против течения и продвигать чуждые армянскому народу проекты зарубежных стран, полностью игнорируя свои, родные. Сегодня пытаются продвинуть вчерашний советский проект, где Армению и армянский народ безосновательно превратили в Кавказ и кавказцев, завтра будут продвигать турецкий проект Восточной Анатолии и западный проект Южного Кавказа и т.д. Что дальше? Пора отдавать себе отчет в своих действиях и предпочтениях, пора признать приоритетом армянский проект. Чем быстрее это произойдет, тем быстрее, хотя бы один кирпичик, упадет со стены непонимания.
.
Роберт Арутюнян, политолог
.
От редакции ИЦ «Еркрамас»: Статья Рубена Кюрегянца «Кавказцы ли армяне?», прежде чем была опубликована на сайте «Восканапат», предлагалась ее автором к опубликованию на нашем сайте. Однако, учитывая, что Р.Кюрегянц никогда ранее на нашем сайте не публиковался, более того, такого автора мы не нашли ни на одном из других информационных или аналитических ресурсов, редакцией ИЦ «Еркрамас» было предложено Р.Кюрегянцу подтвердить свою личность, прислав нам скан документа, удостоверяющего личность. В ответ на наше предложение Р.Кюрегянц отозвал свою статью и, в итоге, она появилась на сайте «Восканапат».
В связи с тем, что в статье «Кавказцы ли армяне?» Р.Кюрегянцем допускаются неуважительные высказывания в отношении авторов ИЦ «Еркрамас» - политолога Р.Арутюняна и профессора А.Мелконяна, редакция ИЦ «Еркрамас» сочла необходимым предоставить возможность ответа и А.Мелконяну (“Не надо возносить армян на вершины Кавказа, они в этом не нуждаются”) и Р.Арутюняну (Против течения или Стена непонимания должна быть разрушена).