В связи с распространяемыми на некоторых сайтах в сети интернет и социальных сетях публикациях о генетической близости армян к тем или иным народам Кавказа или наоборот генетической отдаленности армян от тех или иных народов, мы обратились за разъяснениями к доктору биологических наук, профессору, заведующему лабораторией этногеномики Института молекулярной биологии Национальной Академии наук Армении Левону Епископосяну. Ниже предлагаем комментарий Левона Епископосяна, написанный специально для ИЦ «Еркрамас»
* * * * * * *
В наши дни вопросами происхождения народов активно интересуются не только специалисты – антропологи, генетики, историки и лингвисты, но и люди, далекие от этих наук. Последние, в силу отсутствия у них элементарных знаний, прежде всего, в области популяционной генетики человека, неверно интерпретируют результаты научных публикаций или для получения соответствующих сведений обращаются к доступным для их уровня знаний источникам. Понятно, что при наличии спроса немедленно возникает предложение, и потому сегодня интернет и "желтая" пресса наводнены большей частью сомнительной информацией по данной теме, представляемой не только дилетантами, но и профессионалами по манипулированию общественным сознанием. Все это происходит по той причине, что в научной практике постсоветсткого пространства (за исключением стран Балтии, тесно интегрированных в западную культуру) отсутствует традиция популярного изложения в газетах, журналах, по радио и телевидению достижений современной науки, которые представляют больной интерес для широкой публики. В западных странах есть группа высококлассных журналистов, пришедших в профессию из академических и университетских лабораторий, которые оперативно адаптируют для обычного читателя наиболее значительные научные публикации, появляющиеся в узкоспециализированных и потому не доступных для непрофессионалов журналах. Основанной на достижениях современной молекулярной генетики и с привлечением ведущих специалистов в области палеонтологии, генетики и антропологии является серия научно-популярных фильмов об эволюции человека и генетической истории народов планеты, подготовленная компанией Би-Би-Си в содружестве с каналом "Дисковери" и периодически показываемая по российскому телеканалу "Культура". Я, в первую очередь, посоветовал бы всем, интересующимся данной проблемой, посмотреть эти фильмы, которые доступны в он-лайн режиме на сайте телеканала.
Обратимся теперь непосредственно к вопросу о генетической близости армян к некоторым кавказским народам. Регистрируемая определенная степень сходства, основанная, главным образом, на признаках мужской половой хромосомы, вполне закономерна и объясняется, в частности, направлениями древних миграций наших доисторических предков. Примерно в промежутке 15-25 тысяч лет тому назад область Кавказа и Армянского нагорья была покрыта многометровым ледовым щитом, по причине которого население этого региона было вынуждено отступить к югу в так называемые рефугиальные (от латинского refugium – убежище) зоны для выживания. После наступления потепления вынужденные переселенцы, которые к тому времени еще не были разделены по этническому признаку, стали заселять области к северу, постепенно освобождающиеся от ледника. Через несколько тысячелетий появилась новая волна мигрантов – первых фермеров, которые стали продвигаться на север и на запад и распространять навыки земледелия и животноводства по всему евразийскому континенту. Понятно, что из региона Плодородного Полумесяца, где возникло земледелие и который расположен на Ближнем Востоке, маршруты их передвижений на Кавказ пролегали через территорию Закавказья. Современный генофонд народов Европы является по преимуществу результатом этих пренеолитических и неолитических миграций, протекавших за последние 10-15 тысяч лет. Неудивительно, что за столь короткий для биологической эволюции временной интервал в различных популяциях людей, проживающих на Ближнем Востоке и Европе, не успело появиться достаточное количество генетических различий, которые накапливались по причине репродуктивной изоляции постепенно формировавшихся отдельных племенных и, далее, этнических образований.
В связи с обсуждаемой проблемой хотелось бы обратить внимание читателей и на ряд особенностей, лежащих в основе профессиональных публикаций по генетической истории народов Кавказа. В некоторых случаях сбор образцов ДНК у представителей той или иной этнической группы проводился за пределами их исторической родины, что сильно отразилось на качестве полученного материала и, следовательно, повлияло на окончательные результаты. Дело в том, что в ряде публикаций генетически исследованы армяне, предки которых в течение нескольких столетий проживали в регионе Дона и Северного Кавказа. Согласно исследованиям этнографов и антропологов, на протяжении этого времени армянские общины не находились в абсолютной репродуктивной изоляции от окружающих их коренных народов региона, что стало причиной генетического обмена между соседствующими этнически различными группами. Именно по этой причине для научно корректного сравнительного исследования необходимо использовать результаты генетических исследований армян (грузин, абхазов, лакцев, аварцев, черкесов и т.д.), проводимых в местах их коренного проживания, что обеспечивает сбор и последующий анализ этногенетически однородного материала.
Следующая особенность результатов генетического исследования народов Кавказа заключается в том, что они основаны, главным образом, на изучении одной генетической системы человека – Y хромосомы, которая наследуется только по мужской линии и потому позволяет восстановить лишь передаваемую по отцовской линии родословные. Данная хромосома содержит около 60 млн. пар нуклеотидов на нити своей ДНК, что составляет только 2% от общего количества нуклеотидов в геноме современного человека. Это означает, что не следует делать поспешные и далеко идущие выводы из анализа столь относительно малой части нашего генетического материала.
Современная наука находится на пороге широкомасштабного изучения полного генома у представителей этнически различных популяций, населяющих нашу планету. Ожидаемые результаты позволят прояснить многое в нашем доисторическом прошлом, восстановить пути древних миграций, генетические контакты между соседними и отдаленными народами. При этом следует иметь в виду следующее: никакие результаты генетических анализов, пусть даже основанные на восстановлении последовательности всех трех миллиардов пар нуклеотидов, составляющих наш геном, никак не смогут изменить национальную идентичность любого из нас. Это качество генетически не обусловлено, а является результатом отождествления себя с группой сородичей – носителей единого культурно-исторического наследия, предки которых длительное время проживали на определенной территории, говорили на одном языке и были относительно репродуктивно изолированы от других таких же групп.
И, напоследок, еще одна важная количественная информация: все генетическое разнообразие современного человечества находится в пределах 0,1% его генома, т.е. изменчивость всех людей планеты умещается в пределах всего трех миллионов нуклетидов. В рамках этого величины около 85% изменчивости находится в пределах отдельных этнотерриториальных групп, 15% – на различия между народами. Иными словами, ДНК двух армян (или черкесов), случайно отобранных из группы их соплеменников, будут отличаться между собой в пять-шесть раз больше, чем при сравнении тысячи аборигенов Австралии или Экваториальной Африки с таким же количеством армян (или черкесов). Из этого следует, что народы нашей планеты, несмотря на контрастные внешние морфологические различия и большое разнообразие по языку, религии, традициям и этнопсихологическим особенностям, генетически очень близки друг к другу и произошли от единых предков всего около 150-200 тыс. лет тому назад. Поэтому всем нам полезно знать и помнить, что в генетическом смысле мы все приходимся кровными родственниками различной степени родства, как по материнской, так и по отцовской линиям.
.
Левон Епископосян, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией этногеномики Института молекулярной биологии Национальной Академии наук Армении