Убийство трех активисток Рабочей партии Курдистана вызвало возмущение Франции и Турции, обе страны единодушно осудили жестокость этого преступления. О причинах случившегося и о том, как это отразится на франко-турецких отношениях, в интервью "Голосу России" рассказала курдская активистка, адвокат в Париже Севайдин Изули
Спустя четыре дня после произошедшего Анкара повышает тон. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган потребовал от президента Франции Франсуа Олланда объяснений, почему он проводил встречи с членами Рабочей партии Курдистана и почему Париж не отвечал на запросы Интерпола. Турция, как и ряд других государств, считают РПК – террористической организацией. Франция этого мнения не разделяет, более того оказывает активную поддержку курдам – в Париже находится офис партии.
- Как вы считаете, кто стоит за этими убийствами?
- Следствие только началось, ему предстоит во всем разобраться, но по всем признакам очевидно, что действовали профессионалы. Женщин убили выстрелами в голову, это была казнь. О том, кто стоит за этим преступлением, существует несколько предположений.
Версию внутренней разборки между курдами, который сразу поддержал премьер министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, я считаю глупой и необоснованной. Я не вижу причин, которые заставили бы Рабочую партию Курдистана (РПК) разрушить процесс восстановления мира именно в тот момент, когда впервые турецкое правительство согласилось вести переговоры напрямую с РПК. Мы считаем, что этот вариант надо исключить, и искать виновных за пределами партии.
В Турции, например, до сих пор действует тайная ультра-националистическая организация "Эргенекон". В ней состоят около 1000 человек, среди которых, военные, генералы, члены правительства... Не стоит забывать и о крайне правой партии Турции. Выдвигается множество версий, но пока сложно сказать с точностью, кто был заказчиком этого преступления.
- Независимо от версии, все сошлись на том, что убийство было намеренной провокацией. Но почему преступники выбрали именно Париж? В этом есть какой-то сигнал Франции?
- Париж был выбран не случайно. Преступники знали, что такая жестокая откровенная провокация, не останется без внимания, что дело получит широкий общественный резонанс. Кроме того, Турция постоянно осуждает Францию за ведение слишком открытой "прокурдской" политики. Париж согласился даже на открытие офиса РПК. Показательно и то, что в качестве жертв выбрали женщин. Почему не убили мужчин? Все было сделано с одной целью: наделать как можно больше шума в надежде на резкую и решительную реакцию со стороны курдов, что в результате подорвет процесс мирных переговоров.
- Но может быть дело не только в шумихе? Между Францией и Турцией сложились непростые отношения, которые совсем недавно находились на грани разрыва из-за закона о геноциде армян. Не стоит ли за этим преступлением что-то еще?
- Анкара постоянно критикует Париж за поддержку курдов, за то, что французы разрешили им открыть свой офис. Поэтому преступление также было направлено и против Франции, это своего рода месть. В Турции открыто говорят, что Франция поддерживает армян, курдов и вообще всех турецких врагов.
Мария Сидельникова, http://rus.ruvr.ru