Как известно, армянофобия — ключевой стержень рейтинговости азербайджанских СМИ, способ подпитки агрессии в обществе. Для дискредитации того или иного критичного мнения или неугодной личности этим “аргументом” умело пользуется правящий режим.
Мы уже писали о том, как международная организация Freedom House была обвинена азербайджанской пропагандой в тайном сотрудничестве с мифическим армянским лобби. На сей раз речь о Центре по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), который признал “Человеком года” президента Азербайджана Ильхама Алиева. Напомним, что премия присуждается голосованием 60 международных журналистов и 15 СМИ и НПО из 20 стран человеку, который был замешан в инцидентах с преступностью и коррупцией в 2012 году.
Депутат парламента Азербайджана Фазаиль Агамалы призвал провести расследование, чтобы выявить “силы, стоящие за этой организацией”, и заметил, что в рейтинге “подозрительно” отсутствует Армения. Сказано — сделано: “армянский след” таки был найден. “В правление этой организации входит председатель Союза журналистов — исследователей Армении Эдик Багдасарян”, — победно провозгласил депутат Фуад Мурадов. Но эйфория длилась недолго. В ответ на сайте организации OCCRP было опубликовано официальное опровержение этой информации за подписью представителя Центра по исследованию коррупции и организованной преступности Дрю Салливана, который заявил: “Багдасарян не является членом правления организации” и не имеет отношения к избранию Ильхама Алиева самым коррумпированным человеком 2012 года.
Странно, то ли у страха глаза велики и азербайджанская общественность охотно верит в то, что за всеми критичными международными рейтингами стоит армянское лобби, то ли такой аутотренинг помогает официальной азербайджанской пропаганде не ощущать свою ущербность. Но факт остается фактом — в Азербайджане успешно эксплуатируется “армянская тема” для борьбы с неугодными лицами.
Примеров такой травли по отработанной схеме можно привести массу. Причем чаще всего в качестве подтверждения обвинений в так называемой “армянскости” выдвигаются представительницы женского пола — по большей части бабушки-армянки, в случае же с мужчинами — жены и матери. Попытки опровержения как правило тонут в шквале осуждающих нападок, а проверкой достоверности информации никто себя не утруждает.
К примеру, в наличии азербайджанской бабушки обвинялись независимый журналист Хадиджа Исмаилова, торговавшая депутатскими мандатами Гюляр Ахмедова и другие. Армянскими женами периодически попрекаются высшие военные чины, депутаты и члены правительства. Абстрактная “армянская кровь” вменяется как позорное пятно азербайджанским правозащитникам, мелким чиновникам и оппозиционерам.
Кроме того, в различное время жертвами такой политики в Азербайджане становились лица, не получившие право въезда в эту страну из-за “неблагонадежных” имен или фамилий. Еще хуже, если в паспорте обнаруживалась армянская виза. Свежо предание об азербайджанце из Казахстана Байраме Азизове, прожившем двое суток в транзитной зоне бакинского аэропорта без еды и денег, просто потому, что он осмелился ранее побывать в Армении. Аналогичная история произошла с представителем компании “АвтоВАЗ” — гражданином России Сергеем Гюрджияном, которого сотрудники спецслужб Азербайджана не впустили в Баку из-за армянской фамилии и тем самым сорвали подписание многомиллионного контракта. Ранее власти Азербайджана выслали из страны сотрудницу агентства “Bloomberg”, имеющую двойное гражданство — США и России — Диану Маркосян. Еще меньше повезло черкесскому журналисту из Кабардино-Балкарии Суфьяну Жемухову, имя которого азербайджанской таможне показалось “подозрительно армянским”. Также из Гянджинского аэропорта были депортированы российские футболисты армянского происхождения из ф/к “Торпедо”.
Список при желании можно продолжить, особенно если вспомнить и тех, кто попал в “блэк лист” МИД Азербайджана за посещение Нагорно-Карабахской Республики. Причем точный перечень, так сказать, персон нон грата никто и никогда не видел. Остался темным и принцип включения и исключения из этого самого списка, чем, собственно, и спекулируют власти Азербайджана.
Асатур САРКИСЯН, "Новое время"