Карена Шахназарова – одного из ведущих мастеров современного российского кинематографа широкая публика знает в основном только как режиссера. Его фильмы хорошо известны как отечественным, так и зарубежным кинозрителям и являются обладателями престижных наград кинофорумов и многих других фестивалей. Фильмы Карена Шахназарова удостоены более пятидесяти международных и национальных призов и наград; дважды участвовали в конкурсе Каннского фестиваля, дважды были представлены на премию Американской киноакадемии «Оскар», представляли СССР и Россию на многих других международных кинофестивалях. Его режиссерская карьера однозначно удалась. Но только представители киноискусства знают, что кроме режиссуры, которой он занимается скорее для души, он еще и удачливый менеджер, крепкий хозяйственник и прагматичный экономист. И очень трудно определить, в какой сфере он более успешен.
Так уж сложилось, что человек творческой профессии носит на себе печать недотепы и беспомощного простака в сфере обычной жизни, уж не говоря о большом бизнесе. И это предубеждение крепко сидит в общественном сознании. Но бывают и редкие исключения. Когда в 1998 году К.Шахназаров стал генеральным директором киноконцерна «Мосфильм», на банковском счете крупнейшей российской студии было… ноль-ноль копеек. Подавляющее большинство студий страны и национальных студий СНГ разваливались, лишившись государственного финансирования. Распродавали технику, оборудование, недвижимость, все, что могло стать источником хоть и небольшого, но дохода. Многие студии даже по дешевке продали свои святая-святых – киноколлекции, которые создавались десятилетиями. К.Шахназаров пошел другим путем. Он не стал выставлять на продажу киноколлекцию Мосфильма, охотников за которой было немало, а продавал право на показ того или иного фильма на один-два раза. Как показало время, эта практика себя оправдала. Когда другие студии остались ни с чем, Мосфильм начал выходить на доходность. Ситуация более или мене стабилизировалась, речи о развале студии или о ее закрытии больше быть не могло. Но многие коллеги в кулуарах вертели пальцем у лба по поводу решения Карена Шахназарова закупить для Мосфильма дорогостоящее современное осветительное оборудование, когда еще неясна была перспектива и будущее студии. Через пару лет, словно грибы после дождя стали появляться частные студии, основной статьей доходов которых являлась сдача в аренду… осветительного оборудования.
Развал государственной машины, отсутствие финансирования привели к тому, что кинопроизводство практически остановилось. Деньги на съемки того или иного фильма искали у спонсоров и благотворителей, различных фондов. Главной задачей для Шахназарова было сохранение не только творческого потенциала студии, но и способность самостоятельно производить кинопродукцию. Большая часть фильмов, произведенных в то время, финансировались самой студией. Пройдя через суровые испытания, «Мосфильм» сегодня по оценкам специалистов вышел на позиции ведущего предприятия киноиндустрии России. Здесь сосредоточилось производство практически всей кино-, теле- и видеопродукции страны. На «Мосфильме» производится более ста фильмов в год. И не только производит, но и прокатывает и реализует кино- теле- и видеопродукцию, оказывает услуги по всему циклу кинопроизводства, вплоть до написания литературного сценария до готовой фильмокопии. Здесь работают ведущие кинематографисты России: В.Ю.Абдрашитов, С.С.Говорухин, Г.Н.Данелия, С.С.Дружинина, В.В.Меньшов, В.Н.Наумов, Г.А.Панфилов, С.А.Соловьев, А.И.Сурикова, А.А.Эшпай и другие.
Твердое решение модернизировать производственно-техническую базу студии реализуется и сегодня, хотя уже проведена колоссальная работа по реконструкции павильонов и студий, оснащению их новейшим оборудованием и съемочной техникой, отвечающей самым высоким требованиям. Современное цифровое оборудование, установленное в Тонстудии «Мосфильма», ее студии перезаписи первыми в мире получили от компании «Dolby Laboratories» сертификат качества Dolby Premier Studio. К.Шахназаров сегодня обеспокоен тем, что скоро наступит окончательная эра цифровых технологий, а специалистов единицы, российские вузы специалистов цифровой техники практически не готовят. По его инициативе «Мосфильм» оплачивает обучение необходимых ей в ближайшем будущем специалистов цифровых технологий в кинопроизводстве.
На «Мосфильме» с использованием новейшего оборудования обеспечиваются все виды работ по монтажу кино- и видеофильмов, телекопированию и компьютерной графике. На студии созданы уникальные музеи исторического костюма, реквизита и ретро транспорта. «Мосфильм» — единственная студия, которая сохранила свой фильмофонд и за счет собственных средств проводит огромную работу по реставрации фильмов золотой коллекции студии. «Мосфильм» активно участвует в фестивалях российского кино во многих странах мира, проводит ретроспективы и кинопоказы как в России, так и за рубежом. На «Мосфильме» работает более 1200 человек — это отраслеобразующее предприятие в системе российской кинематографии.
Преодолев кризис 90-х годов, студия не только сохранила традиции и кинематографические профессии, но стала высокорентабельным предприятием, увеличив свою доходность за последние девять лет более чем в 10 раз. Только в прошлом году Мосфильм в виде налогов перечислил в бюджет 300 миллионов рублей. И все это без стонов и жалоб на несчастную судьбу творческих работников, без поддержки государства. И если не мешать Шахназарову, не исключено, что он может привести Мосфильм к голливудскому уровню. Во всяком случае, он знает, как это сделать.
Поэтому, когда заходит речь о К.Шахназарове, я невольно вспоминаю изречение о том, что талантливый человек талантлив во всем. В следующем году «Мосфильму» исполнится 90 лет. В годы советской власти студия жила безбедно и была послушной исполнительницей воли властей. И только последние годы студия обрела финансовую независимость, соответственно и творческую. Достичь этого без К.Шахназарова «Мосфильм» вряд ли смог бы. На одной из встреч представилась возможность поговорить с ним лично. Спрашиваю: «В какой степени в модернизации Мосфильма, проведенной вами, его рентабельной работы сегодня сыграла роль пресловутая армянская предприимчивость?». Он немного сконфузился от неожиданного и несколько бестактного вопроса с национальным уклоном и широко улыбнулся. И скромно ответил: «утверждать это было бы преувеличением, просто работаем». Но в глазах остался вопрос, недосказанность, и даже интерес к такой постановке вопроса. Нет сомнения, что его Карабахские предки на этот вопрос ответили бы однозначно утвердительно.
Эдуард Сахинов