В период бесславной для обеих сторон грузино-осетинской войны президент России Дмитрий Медведев ввел в политический обиход новый термин — «нерукопожатный человек». Первым чести удостоиться этого громкого титула стал Михаил Саакашвили — за то, что развязал войну. Именно так охарактеризовал его Медведев, мотивируя свое нежелание встречаться с президентом Грузии. Надо отдать должное Медведеву: термин хлесткий и жесткий. Было бы неплохо ввести его в качестве официального термина в документы и резолюции ООН. Разве что слово «человек» заменить на «президент» или другой синоним главы государства. На планете было (и есть) немало президентов, королей, премьер-министров, султанов и шейхов, достойных так именоваться. Кто не знает, как власть развращает людей. Особенно неограниченная.
У людей старшего поколения наверняка осталось в памяти имя Жан-Беделя Бокассы, «императора» Центральноафриканской Республики, который был не чужд каннибальских наклонностей. Вот еще одно имя — Чарльз Тейлор, экс-президент Либерии. В 2003 году, т. е. совсем недавно, он был обвинен Специальным судом ООН в совершении ряда преступлений, в том числе — в каннибализме. Кстати, еще один каннибал — Теодоро Мбасого, президент Экваториальной Гвинеи. Он был объявлен «заместителем Всевышнего», который и даровал ему «полную власть над людьми». Очевидно, в том числе и власть поедать их. Разумеется, по своему усмотрению. И все они долгое время были «рукопожатными» для всего мира.
Вряд ли эти царствующие каннибалы поедали людей из-за голода. Их действиями руководила вера древних африканских культов: вожди племени, одержав победу над врагом, в ритуальных целях съедали его мясо. На всякий случай. По сравнению с этими людоедами наши эсэнгеевские президенты просто ангелы во плоти. Тем не менее, повторимся, термин Медведева надо вводить в политическую жизнь всей планеты. Но вот маленькая загвоздка. Если Саакашвили, в силу своей воинственности, сразу стал «нерукопожатным», то почему президент Азербайджана Ильхам Алиев, обещающий огнем и мечом «очистить» Южный Кавказ от армян и «освободить» исконно азербайджанский город «Эривань», остается «рукопожатным»? Все-таки не кого-нибудь обещает уничтожить, а союзное государство. Но нет. С ним не только «ручкаются», но и приглашают, обедают, подписывают и продают. Продают в основном оружие, включая самые современные ракеты. Тем самым косвенно продавая и нас «в нагрузку». Странно, что президент, прославляющий убийцу спящего человека и делающий из него национального героя, пока остается «рукопожатным» даже для нашего ближайшего союзника. И не только для него. Все президенты делают вид, будто ничего не произошло. Совестливого писателя Акрыма Айлисли травят по его приказу — и ничего. Снайперы с его ведома стреляют в мирных жителей на границе — и тоже как с гуся вода. Руководитель организации беженцев Акиф Нагы высказывается на этот счет прямо: «Мы запускали «пробные шары», когда освобождали Рамиля Сафарова. Азербайджан пугали карательными санкциями мирового сообщества, но ничего экстраординарного не произошло. У России есть серьезные интересы в Азербайджане и Турции, и мы должны эти интересы учитывать и пользоваться ими. Вряд ли Москва предпримет какие-то действия против Азербайджана в случае начала военных действий…»
Ларчик, как всегда, открывается просто, и весь секрет кроется в словосочетании «серьезные интересы». Если они есть, и президент-каннибал не давит на личную мозоль, то можно ему и руку жать, и «дружеским соседом» называть. Вот если, не дай бог, начнет своих обижать, тогда, конечно, другое дело. Враз можно объявить его «нерукопожатным» и пустить танки на прогулку вдоль Каспийского моря. Но существует еще человеческая мораль и нравственность. То, чем обладали Махатма Ганди, Солженицын, Сахаров и другие великие духом люди, именуемые совестью нации. «Жить не по лжи» — призывал всех Солженицын. Добавим — и без лицемерия.
Так что, господа политики, раз уж ввели термин нравственного толка, так будьте любезны проявить последовательность. А то некрасиво как-то получается...
Армен ВАТЬЯН, "Собеседник Армении"